Новый опыт оживления приходской самодеятельности

Источник

Когда, говорят об омертвении приходской жизни, то, нам кажется, говорят несправедливо. Приходская религиозная жизнь никогда не замирает, сосредоточиваясь при храме и священнике, – но, разумеется, бывает и более интенсивна, и менее интенсивна, в зависимости от духовных качеств, как приходского пастыря, так и паствы. Приход, в лице каждого из своих членов в отдельности, участвует в богослужении, воспринимает таинства, слушает поучения, находит удовлетворение духовным потребностям в требах. Эта индивидуальная религиозная жизнь прихода, не подлежащая общественной регламентации, подчиняется исключительно закону религиозной совести, и в этом отношении высокое значение приходского храма, как центра религиозной жизни, и приходского священника, как священнослужителя и требоисправителя, остается извечно и неизменно живым.

Но когда говорят о недостатке приходской самодеятельности в наше время – говорят справедливо. По разным историческим условиям приходская самодеятельность в последние годы угасла. Хотя и здесь бывают отрадные примеры, но они являются исключениями. Вообще же в приходе каждый живет своею семьей, и нет заботы прихода о приходе.

Само собою разумеется, что это явление – печальное явление. Жизнь человека поставлена в такие условия, что человеку трудно обойтись собственными своими силами без общественной поддержки и помощи. Взаимопомощь же в приходе обусловливается не только потребностями человеческого общежития, но и требованиями евангельской заповеди в каждом верующем христианине, ставшей потребностью Души.

Понятно, что при таких условиях оживление угасавшей приходной самодеятельности всегда было предметом особых забот духовной власти. Наиболее серьезный опыт в этом направлении был сделан повсеместным учреждением приходских попечительств. Но этот опыт, давший в некоторых отдельных случаях блестящие результаты, в общем не вызвал оживления приходской самодеятельности. Проектированные на место приходских попечительств приходские советы оказались семенем невсхожим.

Причину неуспеха приходских попечительств справедливо видят в отсутствии взаимной между ними связи. Каждое в отдельности попечительство было основано на началах взаимности, но каждое попечительство было оставлено без всякой связи с другими попечительствами, а также с епархиальным управлением, и, как источник, не имеющий питания, естественно скоро должно было изжить свои силы и зачахнуть.

Мы имеем в виду указать на попытку оживления приходской самодеятельности путем устранения указанного недостатка в организации дела. Эта попытка, принадлежит преосвященному Черниговскому Василию и осуществлена в организации приходских братств, связанных воедино чрез уездные братства с центральным – епархиальным братством, возглавляющим все дело. Дело организовано таким образом, что каждое братство работает самостоятельно в своей сфере и в то же время не чувствует себя изолированным, но находит солидарность и взаимопомощь в других ему подобных и руководство в центральном, всех объединяющем братстве. Постоянный обмен взаимодействий между центральным и местными учреждениями, из коих ни одно не выключено из этого обмена, как непрерывное движение звеньев круговой цепи жизненных явлений, и обеспечивает наличность не иссекающей жизнедеятельности1.

Существующее с 1888 года в Черниговской епархии братство святого Михаила, князя Черниговского, имевшее специально миссионерские задачи, в 1912 году реорганизовано на новых основаниях.

Цели братства обозначены в измененном уставе его так. Братство имеет своими целями, во-первых, проведение в жизнь православных христиан Черниговской епархии заповедей Господа нашего Иисуса Христа, во-вторых, научение православных христиан истинам веры православной Церкви, ограждение их от ложных учений и привлечение в лоно святой православной Церкви старообрядцев, штундистов и других заблуждающихся (§ 2). Способы к осуществлению указанных задач и целей намечены в том же (измененном) уставе братства следующие: 1) внедрение в сознание православных необходимости и важности соблюдения заповедей Христовых и 2) практическое проведение этих заповедей в жизнь, в частности: а) соблюдение святости воскресных и праздничных дней и прекращение торговли и базаров в эти дни и всяких увеселений под праздники; б) насаждение между братьями-христианами взаимных мира и любви, искоренение сутяжничества, кляузничества и т. п.; в) насаждение трезвости и искоренение пьянства: открытие обществ трезвости, чайных и при них читален, распространение литературы о вреде пьянства; г) искоренение сквернословия и разгульных песен и ознакомление народа с лучшими кантами, религиозными и патриотическими песнопениями и песнями, введение общего пения в храме, учреждение церковных хоров, устроение в школах и других подходящих помещениях вечеров религиозно-нравственного и патриотического характера; д) искоренение воровства и укрепление в народе сознания права собственности; е) воспитание народа и особенно подрастающего поколения в духе беззаветной любви и преданности Родине и Престолу и забота о его физическом развитии: учреждение яслей, учреждение детских военных дружин и отрядов; ж) развитие трудоспособности народа и забота о большей производительности его труда: улучшение способов обработки полей, устройство опытных полей и образцовых пасек, улучшение путей сообщения, охранение водных источников, устроение общественных древонасаждений, изыскание дешевого кредита и содействие более выгодному сбыту продуктов народного труда, образование содружеств, союзов юношества и т. п.; з) искоренение тунеядства, попрошайничества и нищенства, оказание помощи истинно нуждающимся, приспособление к труду не утративших способности трудиться и обеспечение утративших эту способность; и) искоренение жестокости в обращении с животными; организация среди детей «майских союзов», распространение литературы о значении, например, птиц для сельского хозяйства и т. п. (§ 3). Способами к осуществлению второй из задач братства служат: а) учреждение внебогослужебных чтений и собеседований; б) забота о распространении печатных изданий, имеющих целью как раскрытие и уяснение истин веры, так и обличение неправых мнений и заблуждений; в) открытие библиотек и книжных складов как полемического, так и религиозно-нравственного содержания; г) приискание миссионеров и забота о приготовлении собственных миссионеров, а также и приглашение местных священников для борьбы с не православными учениями, снабжение их потребными для этого руководствами и пособиями и назначение им – по мере средств братства – денежных пособий (§ 4).

Таким образом, новый устав братства преследует: 1) миссионерские задачи и 2) «задачи по христианизации жизни вообще» или, проще говоря, по приучению народа к христианской культурной жизни. Осуществление миссионерских задач братства возложено на особый «миссионерский совет епархиального братства», действующий совершенно самостоятельно под председательством преосвященного викария, с сохранением прежней организации и существовавших отделений. Задачи по христианизации жизни намечены впервые и возложены на совет епархиального братства, так что для осуществления их потребовалась новая организация как самого совета и его отделений во всех уездных городах, так и приходских братств при каждой приходской церкви всей Черниговской епархии.

В первом же собрании новообразованный совет епархиального братства признал необходимым открытие уездных отделений совета в каждом уездном городе. Затем председатели всех уездных отделений были вызваны в город Чернигов, где в общем собрании совета братства и корпораций духовно-учебных заведений сначала преосвященным в пространной речи, а затем в общем живом обмене мнений были выяснены причины и цели учреждаемого братства, а равным образом подробно указаны и наиболее удобные способы, как открытия и организации приходских братств, так и осуществления задач братств. В этом же собрании был намечен и порядок организации уездных отделений братства. Самым удобным временем открытия и организации, как уездных отделений, так и приходских братств, было признано время Великого поста, а крайним сроком открытия приходских братств при всех церквах епархии было назначено 1 апреля 1912 г. Но так как измененный устав братства был отпечатан в епархиальном органе раньше, и духовенство епархии успело уже ознакомиться с ним, и так как учреждение приходских братств с подобными задачами отвечало давно назревшим потребностям приходской жизни, то открытие приходских братств произошло как бы само собою, почти одновременно с открытием уездных отделений, а в некоторых случаях и раньше, и эти последние имели уже возможность руководить отставшими в этом деле настоятелями, не понимавшими, как надо приступить к делу. Там, где настоятель умел объяснить задачи и цели учреждаемого братства, народ весьма охотно откликался на призыв и вступал в члены приходского братства. Вовсе не редки были случаи, что в члены братства вступало сто и более человек с определенным в уставе взносом. К концу марта 1912 г. фактически были открыты и действовали уже в Черниговской епархии 15 уездных отделений братства и 1040 приходских братств.

Одним из первых проявлений деятельности новой организации братств Черниговской епархии был сбор пожертвований в пользу голодающих, произведенный всеми без исключения 1.040 приходскими братствами по призыву епархиального преосвященного. Только что открытые приходские братства горячо откликнулись на призыв и усердно заработали каждое в пределах своего прихода. Производить этот сбор одним приходским священникам было бы не под силу, и братчики оказали им в этом незаменимую услугу. Во главе с настоятелями-председателями приходских братств, члены братства обходили дома крестьян, приглашали к пожертвованиям, принимали, свозили и хранили их в указанном месте, а затем доставляли в определенный по каждому уезду или району пункт для отправки по железной дороге. Общее руководство сбором пожертвований по округам лежало на благочинных, по всему уезду и по отправке хлеба по железной дороге – на председателях уездных отделений. Общее количество пожертвований выразилось в сумме 41.307 пудов. Руководя, по непосредственным указаниям преосвященного Василия, общим ходом дела во всей епархии, совет братства озабочен был хлопотами о бесплатном провозе пожертвований по железной дороге и выяснением мест, в которых ощущается наиболее острая нужда в помощи. По ходатайству бывшего Черниговского губернатора, ныне министра внутренних дел Н.А. Маклакова, провоз пожертвований братства был принят на счет общеимперского продовольственного капитала, для чего из Министерства Внутренних Дел были присланы разновременно 70 свидетельств тарифа № 101–1911 года и Черниговским губернатором 30 удостоверений тарифа № 36–1912 г. Все пожертвования были разосланы в следующие места: в Казанскую губернию 9 вагонов, Оренбургскую 9 вагонов, Пермскую 11 вагонов, Самарскую 17 вагонов, Саратовскую 8 вагонов и Тобольскую 9 вагонов, в Акмолинскую область 7 вагонов и в Тургайскую область 2 вагона.

Моральное значение оказанной помощи на местах, а равным образом и для нарождающихся приходских братств было весьма велико. В местах, пострадавших от неурожая, пожертвования принимались со слезами умиления и благодарности, о чем свидетельствовали многочисленные письма и телеграммы, полученные преосвященным и советом братства от епископов Оренбургского, Самарского, Саратовского, Пермского, Омского и Тобольского, от губернаторов и от многих сельских обществ и частных лиц.

На приходские братства необычайно сильное впечатление произвел следующий маленький, но характерный факт. Один крестьянин Кролевецкого уезда, приготовивши мешок сухарей, вложил в него письмо, в котором просил уведомить его, кому он достанется, и указал свой адрес. Немного спустя этот крестьянин получил из Тургайской области письмо, в котором автор – его дальний родственник, недавно переселившийся в Тургайскую область, выражает ему и всему братству горячую благодарность за оказанную помощь своим землякам. Этот факт наглядно показал и убедил крестьян, что нужда в помощи сильная, и что их жертва достигает по назначению, а инициатора сбора убедил в целесообразности и правильности его идеи – собирать пожертвования хлебом, а не деньгами.

Приступая к открытию приходских братств, совет братства разослал во все приходы особую вопросную ведомость, чтобы на основании полученных ответов вернее судить о нуждах и запросах православного населения и вернее пойти по пути удовлетворения их. Из полученных ответов без труда было усмотрено, что простой народ испытывает, прежде всего, жажду духовной пищи, что, «кроме копеечных листков и бульварной прессы, в деревню не проникает здоровая литература», что, помимо великого народного зла – пьянства, революционные годы вызвали к жизни особое зло в виде хулиганства, с которым крестьяне бессильны бороться, и что крестьяне сильно нуждаются не столько в прирезке и прибавке земли, сколько в указании улучшенных способов обработки земли, которую они обрабатывают самым грубым, примитивным способом. Сообразно с такими нуждами деревни, сами собой намечались ближайшие задачи деятельности совета братства, а именно: 1) для удовлетворения духовного голода – открытие библиотеки-читальни при каждом приходском братстве и устройство чтений; 2) для борьбы с великим злом народного пьянства – открытие при братствах обществ трезвости и распространение противоалкогольной литературы; 3) для борьбы с новым злом, хулиганством – религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, сообщение ему практически полезных сведений и знаний и привитие навыков добропорядочной жизни и 4) сообщение крестьянам полезных сведений и улучшенных способов по обработке земли.

В первый организационный год своего существования совет братства успел справиться только с первыми двумя из указанных задач. По указаниям преосвященного, открытие библиотеки-читальни было признано необходимым при каждом приходском братстве. Явилась необходимость или выработать вновь примерный каталог библиотеки-читальни для приходских братств, или воспользоваться лучшим из существующих. Более отвечающим своему назначению признан был «примерный каталог церковно-приходской библиотеки», изданный Московским епархиальным обществом борьбы с народным пьянством. Этот каталог и был выписан из Московского епархиального склада в количестве 1.050 экземпляров, и разослан во все приходские братства с предложением укомплектовать братскую библиотеку в течение 3–5 лет, сообразно средствам приходского братства. Каталог книг по сельскому хозяйству предположено выработать и разослать после сношения с Министерством Земледелия и Государственных Имуществ и особенно местными представителями его. Миссионерская литература указана к выписке по каталогу изданий В. М. Скворцова. Требования на выписку книг приходские братства должны адресовать центральному книжному складу братства в городе Чернигове, на обязанности которого лежит быстрое, точное и своевременное удовлетворение этих требований.

Читальни также были открыты при каждом приходском братстве. Контроль выписываемых для читальни книг возложен на уездные отделения братства, под общим надзором совета братства. Помещением для братских библиотек-читален в большинстве случаев являются здания церковно-приходских школ, затем – простые крестьянские избы и нередко – дома настоятелей.

По указаниям преосвященного, приходские братства чрез совет братства выписали юбилейной литературы, посвященной Отечественной войне 1812 года и светлой памяти святейшего патриарха Ермогена в количестве 35 тысяч экземпляров книг и брошюр разных наименований на 2.500 руб. Выписанные книги и положили начало приходским библиотекам-читальням, являясь в то же время могущественным противодействием растлевающему влиянию бульварных и подпольных листков и брошюр, которые в массе проникают в народную среду. Тот почет и то доверие, которыми пользуется печатное слово среди народа, общеизвестны, а жажда почитать хорошую книгу – необычайная. По единодушному свидетельству настоятелей, крестьяне с большою охотою берут читать книги, особенно если им позволяют брать их на дом, и можно с уверенностью сказать, что 35 тысяч выписанных братствами брошюр сделали великое дело, помогая правильному освещению празднуемых событий и посильно способствуя просвещению серой народной массы.

И в журнале обще-епархиального съезда депутатов духовенства и церковных старост Черниговской епархии (от 24 ноября 1911 года), и в общем собрании совета братства, при участии председателей уездных отделений (от 10 января 1912 года) было признано, что первою неотложною задачею приходских братств после их открытия является учреждение обществ трезвости. Для руководства настоятелей, не знакомых с постановкой противоалкогольной борьбы, совет братства выписал 1.050 экземпляров книг И. Мордвинова «Общество трезвости, жизнь и работа в нем», изд. Александро-Невского общества трезвости, и разослал во все приходские братства, с предложением выработать для себя устав общества трезвости по одному из указанных в ней типов, применяясь к местным условиям и нуждам. Открытие обществ трезвости происходило в течение всего 1912 года под ближайшим руководством уездных отделений и под общим надзором и руководством совета братства. Всех обществ трезвости в течение 1912 года открыто 1.040, с общим количеством членов 35 тысяч человек обоего пола. Для снабжения приходских братств противоалкогольной литературой советом братства было выписано 1.050 экземпляров «Примерного каталога библиотеки при церковно-приходских обществах трезвости», издания Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством, который и был разослан во все приходские братства, но в виду большого количества указанных в нем книг, выписка которых была бы непосильна для приходских братств, взамен этого каталога был разослан сокращенный «Каталог приходской библиотеки по отделу борьбы с народным пьянством», издание того же общества, – с предложением выписать всю указанную в нем литературу в течение 3–5 лет.

Наконец, признавая весьма важное значение за ведением противоалкогольной борьбы в народной школе и желая прийти на помощь приходским священникам, совет братства, с разрешения преосвященного, выписал 1.050 экземпляров брошюр иеромонаха Павла «Трезвость по Библии» и разослал ее во все приходские братства.

Деятельность реформированного Братства св. Михаила, его задачи и цели, которые оно стало преследовать, вызвали большое внимание к себе и горячее сочувствие православного населения епархии во всех слоях общества. Так, один из настоятелей монастыря прислал 150 руб. денег, с просьбой употребить их на просветительную деятельность братства. Один казак представил 100 руб. на усиление средств по ведению братством религиозно-нравственных чтений в епархиальном доме. Деньги эти обращены в процентные бумаги и должны храниться, как неприкосновенный капитал, с употреблением процентов с него на указанный предмет. Ко дню Высочайшего посещения Государем Императором Николаем Александровичем города Чернигова и его святынь 5 сентября 1911 года Черниговским губернским земством был выстроен большой деревянный дом на городской земле для бесплатного ночлежного приюта, стоимостью в 15.600 рублей. По единодушному постановлению Губернского земства и Черниговской городской думы дом этот с оставшимися от постройки материалами, подарен земством братству св. Михаила. Для устройства изгородей и служб при этом доме, очага для горячей воды и проч. надобностей Черниговская губернская земская управа выдала братству в пособие единовременно 200 руб. Черниговский губернский комитет попечительства о народной трезвости выстроил ко дню того же посещения Государем Императором Николаем Александровичем города Чернигова большой деревянный дом на земле Троицкого архиерейского домоправления, стоимостью до 5 тысяч рублей, для приюта богомольцев, и также подарил его братству св. Михаила. Администрацией Черниговского кафедрального собора передано в ведение братства св. Михаила большое помещение соборной чайной, в которой находят приют богомольцы, – и отпускается на содержание ее 100 руб. в год. От разных лиц поступали пожертвования в пользу братства.

По предложению преосвященного Василия, для каждого рода центральной деятельности братства в Чернигове быль учрежден особый распорядительный комитет. Всех комитетов, не считая миссионерского совета братства, действовавшего совершенно независимо и самостоятельно, в 1912 году было образовано и действовало 9, а именно: 1) редакционный комитет по изданию братского журнала «Вера и Жизнь», 2) комитет по устройству научных религиозно-просветительных лекций, 3) комитет по устройству народных религиозно-нравственных чтений, 4) комитет по заведыванию братской читальней, 5) комитет по заведыванию книжным складом братства, 6) комитет по заведыванию складом икон и церковной утвари, 7) комитет по заведыванию похоронным бюро братства, 8) комитет по заведыванию ночлежными домами братства и 9) комитет по заведыванию братским парком на Болдиной горе. Все постановления комитетов, за исключением редакционного, представляются чрез совет братства на утверждение преосвященного.

Редакционный комитет по изданию журнала «Вера и Жизнь» сумел удачно расширить и оразнообразить программу журнала и привлечь компетентных и талантливых сотрудников.

Деятельность комитета по устройству научных религиозно-просветительных лекций выразилась в следующем. В течение зимы предложено было для интеллигенции 6 чтений. Чтения были платные и происходили в зале епархиального дома. Первая лекция научно-богословского характера состоялась на тему «Наука и Религия», вторая – «О смысле жизни», третья – «Драма душевной жизни современной интеллигенции», четвертая – на тему «Творчество Леонида Андреева», пятая – «Человек и обезьяна», шестая – «По ту сторону религии и совести». Лекции обыкновенно посещало около 100 душ. Из денег, вырученных от продажи билетов на лекции, производились расходы по устройству, как самых лекций, так и бесплатных народных религиозно-нравственных чтений.

Комитет по устройству народных религиозно-нравственных чтений устроил в епархиальном доме 24 народных чтения (19 религиозно-нравственных и 5 палестинских). Чтения состояли из отделов: 1) догматического (об истинах святой православной христианской веры, по руководству доктора богословия, архиепископа Владимирского Сергия); 2) о христианской нравственности в назидательных примерах святых христианской и православной русской Церкви (по синодальному изданию житий святых в русском переводе); 3) русской и 4) церковной истории; 5) астрономии (элементарные сведения о планетах и движении их); 6) о вреде пьянства; 7) о Святой Земле. Большое число слушателей, переполнявших зал епархиального дома, свидетельствовало о большом сочувствии простого народа и местной интеллигенции к религиозно-нравственным чтениям. Эти общедоступные для понимания народа и душеполезные чтения вызывали у слушателей чувства благодарности устроителям чтений, сопровождавшихся прекрасными световыми картинами при помощи епидиоскопа, светового электрического фонаря наилучшей конструкции и усовершенствованного типа (1.400 руб.). Будучи приспособлен к проявлению прозрачных и непрозрачных картин и микроскопических проекций на экране, с помощью дорогого микроскопического прибора, епидиоскоп, по отзыву заведовавших чтениями, обслуживает и одинаково удовлетворяет и интеллигенцию, и учащихся, и простой народ, и настолько дает хорошие картины, что смело может конкурировать с современными синематографами. Отделы – религиозно-нравственный, исторический, астрономический и все, касающиеся народной жизни и ее многообразных проявлений, гораздо лучше и легче усваиваются народным сознанием, когда подтверждаются на экране соответствующими прекрасно исполненными световыми картинами. В чтениях принимали участие все настоятели городских и домовых церквей гор. Чернигова, учителя мужского духовного училища, епархиального женского училища, духовной семинарии и городской гимназии и наблюдатель церковноприходских школ. В пении, во время чтений, участвовали местные певческие хоры. На всех чтениях перебывало 6.830 душ обоего пола. Всем им были розданы бесплатные листки религиозно-нравственного содержания.

Комитет по заведыванию братской читальней, открытой при епархиальном доме, держал читальню открытою для публики ежедневно с 11 часов дня до 7 часов вечера. Публика охотно посещала читальню, ежедневно читающих было не менее 10–15 человек, но бывали дни, когда читающих было в течение дня и более 100 человек.

Комитет по заведыванию книжным складом братства принимал все возможные для него меры к лучшей организации торговли в книжной лавке. При книжной лавке открыта торговля писчебумажными и канцелярскими принадлежностями. Комитет рассмотрел немало книг религиозного и патриотического содержания разных авторов, причем некоторые из этих книг, как соответствующие задачам братства, были приобретены комитетом в братскую лавку.

Комитет по заведованию братским складом икон и церковной утвари имел своею задачею дать возможность духовенству Черниговской епархии приобретать из склада священные предметы хорошей работы и лучших образцов святой церковной старины, дать православному населению, пекущемуся о благолепии своих храмов, исторически верные и, по возможности, действительно художественные изображения небесных его молитвенников и предстателей – свв. угодников Божиих; равно как поставить предложение икон в соответствующие святости предметов условия места и времени. С другой стороны, склад для достижения своей высокой задачи должен ограждать материальные интересы, как церквей, так и частных лиц, ограждая их от беззастенчивой иногда эксплуатации крупных и мелких торговцев священными предметами и давая им возможность приобретать художественные вещи по удешевленным ценам и даже с рассрочкою платежа. При складе открыта продажа чистого деревянного масла и чистого виноградного церковного вина.

Комитет по заведыванию похоронным бюро имеет задачей содействовать приличному и по чину благообразному погребению умерших православных христиан в гор. Чернигове. Дело погребения умерших христиан в Чернигове, находясь в распоряжении частных лиц, не всегда стоит на высоте своего положения и нередко вызывает справедливые жалобы и оскорбляет чувства родственников умерших; находясь в ведении братства, оно может быть упорядочено и совершаться с устранением эксплуатации обывателей гор. Чернигова и особенно лиц бедных – неимущих.

Комитет по заведыванию ночлежными домами братства распоряжался доставлением богомольцам и бедным приюта в трех странноприимных домах братства. Открывая бесплатное помещение богомольцам и другим бедным, братство св. Михаила в праздничные и воскресные дни открывало для них и религиозно-нравственные чтения.

Желая оградить учащихся в духовно-учебных заведениях и в церковных школах от влияния улицы и толпы, чтобы учащиеся воспитанники духовно-учебных заведений и церковных школ, не располагая достаточным местом у себя для игр и здоровых развлечений и не имея сада, где можно подышать свежим, чистым воздухом и освежиться, не посещали бульваров, городских скверов, вала и сада, переполненных праздным людом и еврейством, и вместе с тем дать учащимся и детям членов братства здоровое место для игр, физических упражнений и здоровых под надзором старших и учащих развлечений; совет братства св. Михаила учредил для сего особый комитет и испросил у преосвященного разрешение бесплатно воспользоваться для названной цели лучшим в Чернигове и обширном (более 15 десятин), покрытым вековыми деревьями и кустарниками местом на Болдиной горе, принадлежащим архиерейскому дому. Заведуя братским парком, комитет поддерживал проложенные дорожки, а также провел новые дорожки, устроил клумбы, цветники; в трех местах были разбиты газоны, сделана вывеска: «Парк для членов братства св. Михаила»; устроены лавочки и скамейки для отдыха, ротонда и площадки для игр. 23 апреля со всеми учащимися в духовно-учебных заведениях и церковных школах был устроен праздник древонасаждения, и в один день было посажено 1.000 фруктовых деревьев. С барабанным боем и в военном порядке прибывали учащиеся духовно-учебных заведений и церковных школ. Духовные оркестры семинарии и духовного училища встречали и провожали прибывающих. Весь день оркестры исполняли религиозно-нравственного и патриотического характера пьесы Сердце радовалось, когда под такт музыки учащиеся разбились по группам и приступили к посадке деревьев, причем каждый старался посадить свое дерево как можно лучше, чтобы оно обязательно принялось, и осталась его память в парке.

Велика была радость учащихся, когда все эти деревья, как они увидели, несмотря на то, что посажены были сравнительно поздно и были далеко не первого сорта, принялись, покрылись хорошо листьями, а некоторые даже и цветами.

Не лишне добавить, что в конце 1912 года совет братства устраивал 27 декабря в зале епархиального дома для детей школьного возраста «праздник Вифлеемской Звезды».

Деятельность центрального органа епархиального братства в Чернигове давала направление и пример для деятельности на местах.

Деятельность уездных отделений выражалась в открытии, организации и руководстве приходских братств, в рассмотрении и утверждении постановлений приходских братств, об открытии библиотек, читален, обществ трезвости и уставов этих обществ, в контроле и разрешении списков книг для выписки в библиотеки-читальни приходских братств и в исполнении распоряжений совета епархиального братства. Являясь связующим звеном между епархиальным советом и приходскими братствами, уездные отделения объединяли эти последние и указывали им, как самый род деятельности, так равным образом и меры к успешному выполнению на местах задач братства.

В первый же год существования приходских братств можно было уже говорить о начавшемся под их влиянием оживлении и оздоровлении приходской жизни.

Так, некоторые братства сделали постановления о закрытии торговли и базаров в воскресные и праздничные дни. Так как высшей церковной властью признано, что торговля, а тем более базары и ярмарки в воскресные и праздничные дни являются одним из самых серьезных препятствий к исправному посещению прихожанами церковных служб, и закрытие или, по крайней мере, ограничение торговли в воскресные и праздничные дни признается весьма желательным (определение Святейшего Синода, от 26-го октября – 13 ноября 1909 г. за № 8733), то совет братства ходатайствовал о направлении этого дела порядком, указанным как в цитированном определении Святейшего Синода, так и в Св. Зак. т. II, изд. 1892 г., ст. 108, Полож. о Город. и Земск. учрежд., и по продолж. 1906 г. ст. 108. Одно из братств, в целях борьбы с нравственной распущенностью сельской молодежи, ходатайствовало о вменении высшею властью в обязанность причту – парней, соблазнивших девиц и приживших с ними ребенка, венчать только с соблазненными ими девицами; в виду ясных указаний закона – ст. 12 Св. Зак. т. X, изд. 1900 г., ч. I, что «брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц», ходатайство это, конечно, не могло быть удовлетворено, но для руководства и к сведению приходских братств советом епархиального братства были посланы выписки из существующих законоположений о правах и обязанностях отца и матери внебрачных детей, подробно обозначенных в ст.ст. 132, 1321–13215 продолж. Св. Зак. 1906 г. т. X, ч. I, Зак. Гражд. Другие братства сделали постановления о закрытии пивных лавок, о содействии приходскому братству чрез высшую гражданскую власть в губернии привлечь на борьбу с сельским хулиганством местную полицию. Одно из братств вскоре после своего открытия, стремилось восстановить древне-христианский обычай стоять с зажженными свечами в наиболее торжественные моменты богослужения, как то: во время пения «Слава в вышних Богу» на всенощном бдении и во время чтения Евангелия на литургии. Другими введено общее народное пение за богослужением. Далее, одно братство открыло свою аптечку. Одно приходское братство открыло особое «братство по оказанию помощи бедным». Многие приходские братства сделали крупные пожертвования в пользу Церкви. Одно из уездных отделений братства выдало крупное пособие жителям одной деревни своего района по случаю большого пожара. Многими приходскими братствами открыты иконно-книжные лавки. Одно братство открыло у себя «общество сестричек», преследующее своею целью благоукрашение приходского храма, помощь бедным и борьбу с народным пьянством. Наиболее полное осуществление задач братства, намеченных в уставе его, достигнуто приходским братством с. Рубанки, Конотопского уезда, благодаря непосредственному участию в нем Черниговского губернского предводителя дворянства А. К. Рачинского. Вот акт об открытии приходского братства в селе Рубанке: «1912 года 15 апреля. Мы нижеподписавшиеся, прихожане Николаевской церкви с. Рубанки, Конотопского уезда, после торжественного молебствия Господу Богу в здании Рубанской женской церковно-приходской школы, открыли в приходе приходское братство св. Михаила, князя Черниговского, при чем постановили: 1) соорудить в приходском храме икону небесного покровителя братства св. Михаила, князя Черниговского, с неугасимой пред ней лампадой, назначив день памяти его – 20 сентября, днем братского праздника и годичного собрания братства; 2) открыть при братстве общество трезвости и выработку устава его, согласно местным условиям жизни, поручить совету братства; 3) принимать в действительные члены братства прихожан нашего храма с обязательным годичным взносом не менее 75 коп., при непременном условии вступления в местное общество трезвости; 4) в видах противодействия установившемуся обычаю угощать спиртными напитками лиц, принимавших участие в погребении покойников, доводящему часто до пьянства, организовать из братчиков цех хоругвеносцев, который берет на себя, по желанию родственников, заботы по погребению покойников за определенную плату, треть которой поступает в пользу братства, остальные в пользу членов цеха. (Плата следующая: 5 руб. за копание могилы, работу гроба и вынос тела, 4 руб. за вынос тела и копание могилы или работу гроба и 3 руб. за вынос тела). Цех обязуется не принимать при погребении ни подарков, ни угощения; 5) возбудить ходатайство о разрешении братству открыть в помещении, предоставленном членом братства А.К. Рачинским, школу грамоты для мальчиков прихода, с однолетним курсом обучения, с целью заложить в детях прочное религиозно-нравственное основание в духе Православной Церкви при дальнейшем их учении в местном двухклассном земском училище; 6) открыть при братстве библиотеку религиозно-нравственного и патриотического содержания, с даровой безвозвратной раздачей брошюр и листков соответственного содержания; 7) устроить при церкви лавку для продажи икон, крестиков и книг религиозного содержания; 8) ходатайствовать пред епархиальным преосвященным о разрешении учредить в приходском храме кружку для сбора пожертвований в пользу бедных прихода в распоряжение совета приходского братства; 9) организовать при братстве сельскохозяйственный отдел с прокатной станцией, продажей туков и улучшенных семян, поручить совету братства определить плату за прокат орудий (в распоряжение совета поступают 3 рядовых сеялки и конная молотилка, бывшие в распоряжении приходского попечительства)». В состав братства вошло 73 члена, в том числе 65 мужчин и 8 женщин, с членскими взносами в количестве 190 руб. Кружечного сбора в течение года в пользу братства поступило 251 рубль 36 коп. При братстве заведены: 1) школа грамоты с годичным курсом обучения, в ней обучаются 42 мальчика; школа помещается в собственном здании, устроенном на средства А. К. Рачинского; на содержание школы израсходовано за учебный год 28 руб. 1 коп.; 2) книжная и иконная лавка, помещается в башне при воротах храма. На оборудование ее братством израсходовано 312 руб. 77 коп., в лавке имеются в достаточном количестве иконы, нательные крестики и образки, цепочки для крестиков, лампадки и проч., из книг – преимущественно жития святых, молитвенники, евангелия и другие книги религиозно-нравственного содержания, выручка лавки дала за время своего существования 206 руб. 62 коп.; 3) прокатная станция сельско-хозяйственных орудий; братство имеет собственную молотилку конную, 4 рядовых сеялки и веялку-сортировку; эти орудия отдаются в распоряжение прихожан села Рубанки за известную плату, часть этих орудий была приобретена раньше, часть приобретена братством; сельскохозяйственный отдел братства имел в приходе 445 руб., вырученных за прокат орудий; израсходовано отделом на приобретение орудий в течение года 182 руб. 35 к.; 4) погребальный цех, имеющий целью за самое скромное вознаграждение хоронить покойников прихода. Членов цеха 32 души, все они братчики. В обязанность их входит – по первому требованию цехового старосты являться к участию в церковных ходах и процессиях и в похоронах. При этом цеховники не имеют права принимать угощения и подарков при исполнении своих обязанностей во время похорон покойников. Все они имеют на средства братства сделанные кафтаны синего цвета с галунами. При братстве есть небольшой запас материалов для изготовления гробов, а также другие предметы для копания могил и их зарытия. В цеховой отдел братства в течение года поступило 210 руб. 55 коп. Израсходовано им на обмундирование, покупку материала для гробов и др. предметы, а также на выдачу вознаграждения цеховникам (они получают 2/3 вырученной суммы при погребениях) всего 207 руб. 59 коп. При этом имеется материалов на 20 руб. и около 30 руб. недоплаченных цеху денег от родственников похороненных цехом покойников; 5) общество трезвости, в состав которого вошли школьники и школьницы старших групп, имеющихся в приходе двух училищ, в числе 150 душ. Не считая последних, в обществе трезвости состояло 272 человека. Взносов они никаких не делали. Братство опасалось того, что взносы от членов общества могут отразиться на числе членов в смысле их уменьшения. Более надежные в отношении поведения и трезвой жизни из членов общества трезвости входили в состав братства с членскими взносами. Братство с. Рубанки состояло исключительно из членов общества трезвости. Это общество было заведено в 1898 году и с тех пор существует и до настоящего времени, изменяясь ежегодно в числе своих членов. При открытии общества не был выработан определенный устав, по крайней мере, письменный. Поступавшие в члены общества трезвости обещались в течение года не употреблять водки, спирта, наливок и коньяку и т. п., но могли пить в небольшом количестве слабые виноградные вина и пиво. Эти же правила для общества были оставлены и теперь. Кроме перечисленных видов деятельности Рубанского братства, оно устраивало чтения с волшебным фонарем для всех прихожан, раздавало листки и книжки противоалкогольного содержания, которых выписало от Александро-Невского Общества на 120 руб., раздавало книги для чтения из имеющейся библиотеки при братстве в количестве около 110 экземпляров братчикам и другим лицам. Затем братство выделило из себя 24 члена, которые стали членами-учредителями кредитного общества в приходе.

Приходское братство в селе Рубанке – не единственное, и выделяется оно из всех приходских братств только своими крупными средствами, благодаря щедрой помощи губернского предводителя дворянства А.К. Рачинского. Наиболее типичным братством может служить братство в селе Ксензовке, Кролевецкого уезда, годичный отчет которого может служить наглядным показателем того, что может сделать усердие приходского пастыря и при самых ограниченных средствах. Село Ксензовка расположено по большой Киево-Московской дороге (шляху), в 30 верстах от города Кролевца, в 21 версте от города Коропа и в 25 верстах от города Конотопа, среди лесов и непроходимых болот. Ближайшая почтовая и железнодорожная станция Алтыновка – в 15 верстах. Вследствие столь неблагоприятного положения села и отдаленности его от более культурных мест население находится на самой низкой ступени умственного развития и до настоящего времени коснеет в грубом суеверии. Но такое положение прихода имеет и благоприятную сторону. В то время как в ближайших городах, вследствие пропаганды всевозможных «просветителей», появилось и вкоренилось хулиганство – эта отвратительная язва, разъедающая современное русское общество, волна так называемого «освободительного» движения не докатилась до Ксензовского прихода, и местное население пока свободно от этого порока. Крестьяне страдают главным образом грубостью и жестокостью нравов, сутяжничеством, жадностью и воровством, которые, впрочем, значительно ослабели в последние годы. Пьянство, не смотря на имеющуюся в селе винную лавку, развито, к счастью, слабее, чем в соседних приходах. Из новейших пороков свили себе прочное гнездо среди крестьян азартные карточные игры, преимущественно в «банк» и «подхода». Приходское братство с первых же дней своего существования поставило своей задачей посильно бороться с вышеуказанными пороками. Органами, при помощи которых братство стремилось к достижению намеченной цели, были: а) повторительные уроки по Закону Божию, б) общее хоровое пение и вообще лучшая постановка церковного пения, в) религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения, г) братская иконная и книжная лавка, д) общество трезвости, е) библиотека-читальня и ж) братская аптечка.

В видах теснейшего единения школы с церковью и приходом и проведения в жизнь школьников добрых навыков, могущих оказать нравственно-воспитательное влияние на детей, а чрез них и на семью, были организованы повторительные уроки по Закону Божию. Занятия эти производились обыкновению по субботам и предпраздничным дням, тотчас после вечерни. Совершались они следующим образом: по окончании вечерни школьники становились рядами, по группам, у церковного амвона. Между ними нередко помещались и желающие из не обучавшихся в школе, зачастую даже дошкольного возраста. Засим, лучшие из учеников читали, по указанию священника, уже изученные на уроках молитвы, затем повторяли их более слабейшие из присутствующих и, наконец, вовсе неграмотные. Чтению молитвы обыкновенно предшествовало краткое объяснение ее путем эротематическим. Таким образом, в течение года были повторены начальные молитвы, заповеди и символ веры в порядке и по членам. Эти уроки весьма нравятся детям: они без пропуска посещают богослужения и усиленно готовятся в продолжение недели к ответам. Отрадно то, что и взрослые, особенно матери, очень интересуются этими повторительными уроками, охотно посещают их и, видимо, принимают горячее душевное участие в ответах своих детей. Кроме того, школьники, обладающие более развитым слухом, участвовали в клиросном пении вместе с псаломщиком, а ученики 3 отделения, после основательной подготовки, допускались к чтению в церкви и прислуживанию в алтаре при богослужении.

В виду глубокого воспитательного значения благолепного богослужебного пения и врожденной любви к нему крестьян, приходское братство обратило должное внимание на лучшую постановку церковно-хорового дела. Состав церковного хора доведен до 45 человек. Одновременно с сим обветшавший тесный клирос церковный был расширен до надлежащей величины. Советом братства с образовательной целью был послан в гор. Чернигов регент хора для прослушания им архиерейского хора.

Средством борьбы с грубостью, косностью и суеверием народным служили религиозно-нравственные и патриотические чтения, открытые братством. Эти чтения были введены по воскресным и праздничным дням, от 2 до 5 часов пополудни, в помещении церковной сторожки; но с течением времени, когда слушателей с каждым чтением все более и более прибавлялось, и довольно просторная сторожка не могла вместить всех желающих, было испрошено разрешение производить чтения и заседания совета в помещении местного народного училища. Всех чтений в течение года было 25. Незаменимую услугу в приискании материала для этих чтений оказал журнал «Вера и Жизнь». Из него было прочитано 19 статей и стихотворений. В чтениях принимали непосредственное участие лучшие чтецы в приходе: учитель, попечитель школы, а также ученики и ученицы местного народного училища. Чтения обыкновенно предварялись медленным звоном в большой колокол и сопровождались или пением всеми присутствующими простейших церковных молитв и песнопений: «Христос воскресе», «Ангел вопияше», «Царю небесный», «Отче наш», «Символа веры», величания святому князю Михаилу, «Достойно есть», или же пением церковным хором партесных произведений старых и новых композиторов. Чтения эти даже в летнее время привлекали массу слушателей, до крайней тесноты переполнявших помещение.

Для поднятия в народе религиозно-патриотического чувства братством были устраиваемы празднества для всего населения с. Ксензовки. Таких празднеств в течение года было 4:4 марта, в день открытия приходского братства, 26 августа, в день 100-летнего юбилея Отечественной войны, 20 сентября, в день общего годичного праздника для всех приходских братств, и 21 февраля 1912 года, в день 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. Празднование начиналось в храме и заканчивалось в помещении народного училища.

Открытие братской лавки встречено радушным отношением к ней местного населения, так как святые кресты, приобретаются крестьянами на ярмарках, базарах, нередко у евреев, обыкновенно не освященные, а в братской лавке образа и крестики предварительно торжественно освящаются в церкви в присутствии всего народа. Особенной симпатией пользуются так называемые именные образки. Их можно видеть теперь в каждой крестьянской избе по несколько экземпляров, вставленными в рамки с двумя стеклами, с лицевой и тыловой сторон, чтобы во всякое время можно было прочесть житие святого и справиться с метрическими данными. Такими образками снабжены все учащиеся местных школ, и уже приступлено к ознакомлению их с жизнеописанием святых, чтобы, будучи христианами, знали хотя бы вкратце историю земной жизни своего ангела. Именные образки с большой охотой приобретаются и жителями соседних сел и деревень. Иконная лавка служит постоянной поддержкой бюджета братства. Идеи трезвости проводятся в сознание населения путем частой церковной проповеди о вреде и пагубности пьянства, противоалкогольных чтений, а также распространения соответствующего характера книг и брошюр братской лавкой. Известно, что такие пороки, как хулиганство, развиваются часто оттого, что люди не знают, куда приложить свои силы. В этом случае братства, общества, союзы приносят общественному работнику незаменимую услугу.

Открытая в приходе братская библиотека-читальня составилась из книг, частью пожертвованных членами приходского братства, а частью приобретенных на средства братства. Поместилась она до приискания самостоятельного помещения в здании церковной сторожки, в шкапе, приобретенном братством за недорогую плату. Ключ находится у библиотекаря. Заведывание библиотекой возложено на членов совета. Книги, журналы и газеты выдаются не только братчикам, но и всем желающим, по средам, предпраздничным и праздничным дням, коллективно же читаются в помещении библиотеки ежедневно по вечерам. Кроме того, по книгам и журналам библиотеки-читальни ведутся братские религиозно-нравственные и противоалкогольные чтения.

Село Ксензовка, как находящееся вдали от аптек, поставлено в самые неблагоприятные условия в медицинском отношении, так что местные жители отчасти по этой причине искони привыкли в случае заболевания пользоваться услугами местных и окрестных ворожеек, и лишь только в последнее время стали прибегать к помощи земского фельдшера, наезжающего в село один раз в неделю и даже реже, вследствие осенней и весенней распутицы и зимних вьюг. Совету братства легко было учесть, какую услугу местному населению, страдающему частыми заболеваниями простудой, по причине болотистой местности, могла бы оказать хотя бы самая маленькая аптечка, благодаря которой заболевающие имели бы возможность своевременно получить первую помощь в виде самых простейших лекарств, необходимых в домашнем обиходе. Немедленно, по получении уведомления о разрешении братству открыть аптечку, было приступлено к оборудованию ее. С этой целью местным священником была пожертвована братству небольшая домашняя аптечка, затем она была пополнена необходимыми лекарствами. Выдача лекарств поручена советом жене священника. Пособием при выдаче лекарств служила «Книга здоровья», изданная под редакцией русских клиницистов, в 12 выпусках. В случае серьезного заболевания пациента, больной, по получении первой помощи, немедленно отправляется к участковому врачу или земскому фельдшеру. Братская аптечка с первых же дней своего существования приобрела полное доверие местного населения. Со дня открытия в течение полугода выдано было лекарств 208 лицам обоего пола, в возрасте от 6 месяцев до 75 лет. Обращались за медицинскою помощью не только свои, но и жители соседних сел и хуторов. Для записи приходящих больных заведена особая книга, где после обозначения номера и времени выдачи лекарства, записывались имя и фамилия пациента, его возраст, диагноз болезни и, наконец, лечение. Братская аптечка содержала более 100 видов лекарств; все они имелись в самом ограниченном количестве и постоянно пополнялись всем необходимым. Помещалась она в квартире священника.

Кроме того, деятельность братства села Ксензовки выразилась: 1) в сборе хлебных сухарей в пользу голодающих, 2) в приведении сельского кладбища в надлежащий вид и 3) в решении вопроса о выборе и покупке усадьбы для двухкомплектной школы вблизи церкви.

Приходское кладбище представляло собою нечто ужасное. Ни плетня, ни «основательного» рва вокруг кладбища не было. Правда, были раньше попытки прихожан окопать и даже огородить его, но они не имели успеха. Ошибка прихожан заключалась в том, что они, окопав свое кладбище рвом, не поддерживали его, а потому, от дождей и стекающей с уклона в весеннее время снеговой воды ров засорялся землей и домашние животные по-прежнему имели свободный доступ на кладбище. Огорожа тоже не привела к желаемому результату, так как прихожане на сходе постановили огородить кладбище не сразу, а предоставили каждому домохозяину загородить свою часть, когда он захочет. В результате было то, что кладбище в иных местах было загорожено, а в других вовсе не было огорожено. С течением времени одиноко стоящие плетни, под влиянием дождей, весенней воды и проходящего мимо скота, развалились и были растасканы пастухами и домохозяевами на топливо. Прихожанам был дан совет – огородить кладбище в один прием капитальным плетнем, укрепив его толстыми свежими вербовыми кольями, в надежде, что с течением времени эти колья, обратившись в деревья, будут служить естественным укреплением огорожи. Но когда они заявили, что такая огорожа будет стоить не менее 200 рублей, а общественных сумм в их селе не имеется, то приходское братство и тут пришло на помощь. На 4-й день Светлого праздника можно было наблюдать необычайное движение вблизи кладбища, пишет отчет. С раннего утра со всех концов села потянулись подводы с лозой, хворостом, дубовыми и свежими вербовыми кольями. Показались мужики с топорами, бабы с железными лопатами – это братчики, подкрепленные членами приходского попечительства и более религиозными и дружными из прихожан: они шли приложить свои силы к родным могилам. В четыре дня обвалившиеся рвы были укреплены дерном; на валах, как из земли, появился хотя и невысокий, но зато основательный плетень. Во вторник на красной горке, вместо поминания «дядынь», бабы принялись за украшение могил дерном, цветами, кустарниками и деревьями. Наступившее затем дождливое лето закончило работу братчиков.

Вопрос о постройке новой школы в с. Ксензовке был самым больным местом для крестьян. При приеме учеников в школу каждый год происходили ссоры из-за вакантных мест. Школьный вопрос настолько назрел в приходе в течение последних 3-х лет, что земская управа, наконец, уведомила, что новое здание школы будет построено, если общество безотлагательно приобретет для этого удобную усадьбу. Собравшись на сход, старики решили отпустить место для школы за селом, верстах в двух от церкви, на косогоре, среди рытвин, «в печерах», в местности, заносимой ежегодно глубочайшими снежными заносами, – благо, дешево – всего 50 руб. Несколько раз братством выяснялось прихожанам, что школа должна быть в теснейшей связи с церковью, что эта задача значительно облегчается, если школа находится вблизи церкви, что учащие со своими питомцами не будут тяготиться хождением в церковь по непроходимым снежным сугробам, что, наконец, и в гигиеническом отношении избранное ими место не выдерживает критики, как находящееся против кладбища, но никакие убеждения не помогали, а потому пришлось мобилизовать все имеющиеся церковно-приходские силы. Приходское братство, сплотившись с церковным попечительством, собрало вокруг себя самых благонамеренных из местных жителей. Решено было употребить все усилия, чтобы не допустить постройки нового училища за селом. К счастью, нашелся один добрый человек, который пожертвовал на общее дело небольшой огород, правда, вовсе непригодный для школы. Тотчас же был созван сельский сход, и моментально был продан с публичных торгов подаренный огород за 144 р. Было сделано предложение взять из свободных сумм общества потребителей 200 руб. Поддержанное братством и попечительством это предложение безотлагательно было приведено в исполнение. Присутствующие, разгоряченные успехом, расщедрились, подписка в тот же день дала 125 руб. 25 коп. Старики, видя, что дело хорошее, охотно выдали весь свой наличный общественный капитал – 40 руб. Усадьба для училища на широкой сухой улице, среди селения, вблизи церкви была приобретена за 525 руб., и земство приступило к постройке нового здания школы.

Всякое новое дело всегда весьма туго прививается. Приходское братство названной выше церкви не избегло участи всяких разумных начинаний. Несмотря на очевидную пользу, приносимую братством местному населению, находились люди, которые даже в светлом деле старались найти темные стороны. Не имея возможности при всем своем старании найти что-либо предосудительное в жизни и деятельности братства, они в бессильной злобе подсмеивались над братчиками, подозревая их в ханжестве и преследовании каких-то личных целей. Но доброе дело вышло победителем, завоевывая себе авторитетное доверие: при выборах общим собранием потребителей в числе лиц, прикосновенных к заведыванию лавкой, избраны преимущественно братчики. Затем как учредителями, так и членами правления и поверочного совета вновь открытого кредитного товарищества являются опять-таки братчики. Очевидно, потому, что они – более честная, энергичная и разумная часть населения.

Широта и разнообразие программы, принятой Черниговским братством, может быть и не осуществимая во всей полноте в каждом отдельном случае, имеют ту практическую полезную сторону, что дают местной деятельности богатый выбор разработанных задач для применения соответственно склонностям и способностям местных деятелей и местным нуждам.

Все эти задачи, исчерпывающие приходскую жизнь до последних ее углов и извилин, направлены, совершенно правильно, на предметы развития христианской культуры в бытовом укладе жизни прихода и, очевидно, не затрагивают не подведомой им духовной или духовнической области в жизни прихода, где единственным и единоличным вершителем и распорядителем является приходский священник, как посредник между своею паствою и Богом.

Наличие двух сторон в жизни прихода: одной общественной, где работают по насаждению христианской культуры коллективный разум и коллективная воля прихожан, и другой – индивидуальной, где священник является независимым руководителем собственно религиозной жизни, является естественным по самой природе прихода, и напрасно некоторые специалисты, видимо, глядя только на одну сторону дела, указывают на допущение двойственности в приходской жизни, как на некий порок или недочет в организации прихода. Единством обладают дух и материя. Но там, где мировая жизнь вспыхивает в соприкосновении духа с материей, там двойственность неизбежна. Двойствен человек, состоящий из души и тела, и, тем не менее, его жизнь, при правильном ее течении, получает гармонию единства. Характер организации человека не может не отразиться и на том живом организме, которым должен являться приход.

* * *

1

Ниже помещаемые сведения основаны на отчете по Черниговской епархии за 1912 год.


Источник: Новый опыт оживления приходской самодеятельности / Сообщение доктора церковной истории С.Г. Рункевича. - Санкт-Петербург: Синод. тип., 1914. - 19 с.

Комментарии для сайта Cackle