Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян

Источник

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТАС (греч.) – установленная иконами преграда, отделяющая алтарь от остального пространства православного храма; складывается в церковном искусстве древней Руси на рубеже XIV – XV вв. В настоящее время включает в себя пять основных рядов: местный – с иконами, особо почитаемыми в данной местности, в том числе и храмовой (вторая справа от Царских Врат); деисусный; праздничный; пророческий (в центре – Богоматерь с младенцем) и праотеческий (в центре т. наз. Новозаветная Троица); иконостас венчает Распятие. В шестом, дополнительном ряду могут изображаться Страсти Христовы, Собор всех святых и пр. В Византии иконостас заменяла невысокая алтарная преграда, на которую, начиная с VII века, ставился крест (свидетельства Софрония Иерусалимского и Георгия Амартола), а при императоре Василии Македонянине (876–886 гг.) – икона Спасителя. Постепенно к ней стали добавляться другие деисусные и праздничные иконы, соединявшиеся иногда на одной доске – т. наз. темплон, из которых, уже на русской почве, сформировался иконостас. Как сложная система священных изображений иконостас может быть подвергнут разнообразным символическим толкованиям.


Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству / Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян. – М. : "Альм. "Странный мир", 1991. – 79 с. (Библиотека альманаха "Странный мир"; Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle