Знамения
Знамения – знамена; знаки благочестия: Положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше (Пс.73:4). По толкованию Зигабена, именем «знамения» пророк называет знамена, которые римляне ставили наверху ворот по взятии города. То же они сделали, захватив Иерусалим, при входе в него как знак победы. По замечанию Симмаха, перед этими знаменами они принесли языческие жертвы. Кроме того, на камне во вратах римские цари изваяли свиную голову, что показало иудеям, что они лишены Божиего попечения (ЗТП. 451; ФТП. 351). Ириней считает, что слова этого стиха относятся к бесчестию Бога, ибо враги, поставя свои знамена во храме, как бы торжествовали над Богом, ругаяся Ему. У иудеев храм был особенным знамением как богослужения, так и присутствия Бога. Бог, как бы простерши некие знамена, содержал под владычеством Своим народ израильский. Пророк, таким образом, говорит здесь о ниспровержении врагами знаков благочестия и поставлении на их месте своих бесчестных языческих знамен, то есть знамений, знаков, символов (ИТП. 512).
– Пророки; чудеса; все, что напоминало культ Иеговы: Знамения их не видехом; несть ктому пророка и нас не познает ктому (Пс.73:8). Ириней полагает, что эти слова Давид говорит от лица плененного римлянами иудейского народа. Смысл их таков: до сего времени, по благоволению Божию, мы имели пророков, которые в видениях через известные знаки познавали волю Божию и открывали ее нам. Ныне же не имеем ни одного пророка, который мог бы утешить нас словом Божиим и показать нам конец бедствий (ИТП. 513). По толкованию Лопухина, слова «нет знамений наших» означают «нет всего того, что напоминало культ Иеговы – жертвенника, священно-служений и Божественных откровений, и нет пророков» (ЛТБ. 278).