Л.П. Клименко

Источник

Запады

Запады – души язычников; тварный мир; человеческая бедность; низость и смирение человека; смерть; последнее время; ад, преисподняя; конец злого и диавольского дня (времени): Воспойте Богу, пойте Имени Его, путесотворите возшедшему на запады (Пс.67:5). Пророк сказал «возшедшему на запады», потому что Христос, будучи Светом недоступным и Солнцем Правды, Сам воссел на души человеческие и стал обитать в них посредством веры. А души эти были «запады» и «ночи» (вечера и ночи) по причине густого мрака заблуждения, издавна разливавшегося на них. Можно иначе: «западами» называется мир, согласно со словами: «и свет во тьме (то есть в мире) светит» (Ин.1:5). По изъяснению Исидора Пелусиотского, Бог есть безначальное Божество, вечный свет, а Его восхождение на «запады» есть участие в человеческой бедности, которая есть запад и уподобляется ночи по сравнению с верховною светлостию. По словам Григория Богослова, восшедший на небо небес, на востоки Собственной славы и светлости, является и на западе нашей низости и нашего смирения. Евсевий связывает смысл этого выражения с воплощением Христа: Солнце Правды Христос, приняв на Себя образ раба и как бы спрятав в нем лучи Своего Божества и вшедши в тело, или в самую смерть, прогнало от человеческих душ разлившийся в них мрак. Феодорит полагает, что под «западом» можно понимать и последнее время, в которое Христос-Бог сделался человеком от Девы. Афанасий Великий понимает выражение «возшедшему на запады» как явление Христа во плоти в последние времена или как прошедшего путь до ада. Предлагается и иное толкование, как закат (то есть запад) злого и дьявольского дня, который наступит в преображенной душе злого человека (ЗТП. 393–394).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle