Л.П. Клименко

Источник

Горы

Горы – силы демонские, бесы: Уготовляяй горы крепостию (Пс.64:7). По словам Афанасия Великого, таковые «горы» суть противные силы демонов, готовимые Богом в наказание. Ибо для них приготовлена бездна, а это, говорит пророк, Бог делает как Сильный (ЗТП. 381). Причину наименования бесов «горами» в псалме 96:5 толковник раскрывает так: Горы яко воск растаяша от Лица Господня, от Лица Господня всея земли. «Горами» иносказательно названы бесы по причине гордого и высокого мудрования их и по причине жестокой и гибельной воли их (ЗТП. 116).

– крепость соседних народов; горы Силом и Сион; гористая местность; добродетельные люди: Покры горы сень Его и ветвия его кедры Божия (Пс.79:10). «Горами» иносказательно названа крепость народов, соседствующих Иерусалимом (ЗТП. 23; ФТП. 386). Афанасий Великий полагает, что здесь «горами» названы горы Силом и Сион, на которых была водружена Скиния, а Ириней рассматривает как обобщенное название гористой местности, на которой поселились израильтяне (ИТП. 36). Зигабен полагает, что «горами и холмами» Давид называет людей, возвысившихся в деятельной добродетели (ЗТП. 27).

– пророк; Ангельские силы; праведники: Горы возрадуются, от Лица Господня, яко грядет (Пс.97:8). По словам Исихия, «горами» Давид называет пророков по высоте их духовного зрения: они будут радоваться, потому что увидят пророчества свои, исполнившиеся на Христе. Свт. Кирилл и Афанасий Великий изъясняют иначе: «горами» почитаются ангельские силы и те праведники, которые имеют мысль возвышенную и радуются в ожидании воздаяний за труды (ЗТП. 122). По толкованию Феодорита, «горами» здесь назвал пророк тех, которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей и на которых зиждется град Божий (ФТП. 469).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle