Л.П. Клименко

Источник

Враг

Враг – диавол; враг видимый и невидимый: Доколе вознесется враг мой на мя (Пс.12:3). По мнению толковника, под врагом можно разуметь диавола, ибо он виновник всех искушений: он нападает на страждущих и некоторым образом попирает и оскорбляет их, когда они лишаются помощи Божией. Афанасий Великий говорит: Враг унижается, когда мы почитаем Бога. Это явно из того, что он возносится, когда мы грешим. Исихий также сказал: Унижение людей возвышает сатану. Ибо как Бог возносится через спасение наше, так диавол приподнимается через погибель нашу. Кроме того, Е. Зигабен допускает, что здесь содержится пророчество о победе Давида над Авессаломом. Аллегорически говорится о вражде диавола против человека и победе с Божией помощью (ЗТП. 73). В этих же значениях, но с дополнительным смысловым оттенком употребляется слово «враг» в том же псалме, стихе 5: Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Если, говорит пророк, я подвергнусь какому-либо злу, то враг мой, как видимый, так и невидимый – диавол, – припишет смерть мою своей славе, т. е. скажет, что он умертвил меня, так как он сделался виновником моих горестей. Тот же толковник допускает, что здесь Давид пророчествует о победе над Авессаломом, который восстал на Давида попущением Божиим за грехи Давида. Переносно же здесь говорится о победе над демонами, которые восстают на человека за его грехи (ЗТП, 72. 74).

– нечестивые; враги видимые и невидимые: Помилуй мя, Господи, виждь смирение мое от враг моих (Пс.9:14). Эти слова сказаны пророком от лица вообще всякого христианина: посмотри, говорит, на причиненное мне унижение от нечестивых, т. е. от врагов моих видимых и невидимых, которые действительно старались уничтожить весь христианский род. Тот же толковник говорит о сложном составе текста данного псалма, одни места которого могут быть изъяснены буквально исторически, а другие аллегорически, прикровенно содержащие пророчество о крестной смерти Христа (ЗТП. 55. 50–51).

– демоны; неверные: Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои (Пс.41:11). Безымянный толковник говорит: Когда враги наши демоны сокрушают наши кости, т. е. силы души, тогда нарочно клевещут на Бога, называя Его немощным, дабы лишить надежды на Него, взять нас в плен и рабство. Зигабен изъясняет: Страждущий таким образом должен разуметь под смеющимися над ним поносителями своими демонов или неверных (ЗТП. 260).

– пороки: Возвратил еси нас при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху нас (Пс.43:11). По изъяснению Оригена, впереди нас называются добродетели, позади нас – пороки (ЗТП. 266).

– иудеи: Врази мои реша мне злая (Пс.40:6). Говоря «враги мои», пророк разумеет иудеев, побуждавшихся, как говорят божественный Кирилл, Феодорит и Афанасий Великий, завистью своею обращать против него злые слова (ЗТП. 252).

– архиереи, книжники, старейшины еврейские: На мя шептаху врази мои; на мя помышляху злая мне (Пс.40:8). Таинственно содержание псалма относится к Христу, Его предательству. Таким образом, пророк Давид говорит здесь от лица Христа: Враги Мои, т. е. архиереи, книжники и старейшины еврейские, тайно на ухо говорили друг другу о том, что относится к навету и смерти Моей (Христа), боясь народа и не смея говорить против Меня явно (ЗТП. 249. 253).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle