Л.П. Клименко

Источник

Преподобные

Преподобные – праведники, добродетельные: Пойте Господеви, преподобнии Его (Пс.29:5). Пойте Господу, говорит пророк, преподобные, т. е. праведники, добродетельные. Потому что те, которые не таковы, не суть праведники и добродетельные, хотя поют чувственно, но истинно не поют. Никакое гнилое древо не приносит хороших плодов, как сказал Господь (Мф.7:18). Так и сердце смертоносное и грешное не может приносить слова жизни и добродетели (ЗТП. 171). То же значение «добродетельный» имеет слово «праведный» в псалме 30:24: Возлюбите Господа, вси преподобнии Его. Получив умственное чувство помощи Божией, Давид побуждает преподобных, т. е. добродетельных, любить Господа не просто как-нибудь, но от всего сердца их (ЗТП. 182). Если в приведенных стихах раскрывалось отношение «преподобных» к Богу, то в псалме 36:28 взаимоотношение Бога и Его «преподобных» раскрывается в новом аспекте: Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих. Царь и пророк Давид говорит: Господь не оставит преподобных Своих, потому что справедливость требует не оставлять не оставляющих Его. А «преподобным» называет праведника, или добродетельного (ЗТП. 226).

– благочестивый в отношении к Богу; сам царь Давид: Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный (Пс.11:2). Праведен тот, кто хранит правду в отношении к людям; а преподобен – благочестивый в отношении к Богу, а свят тот, кто обоготворился через совершенство в добродетелях. Эти имена представляют некоторую лестницу к Богу (ЗТП. 68). Иной толковник связывает содержание этого стиха с конкретными событиями жизни самого пророка: «Не стало праведного» – не хватает у него, т. е. Давида, силы (в Вульгате – Sanctus detecit) постоянно бегать от врагов и изобретать способы спасения от них, он ослабел от преследований (ТБЛ. I. 162). О «преподобном» как благочестивом пред Богом говорится и в псалме 17:26: С преподобным преподобен будеши. Толковник замечает: «Преподобным» обыкновенно называется тот, кто благочестив пред Богом (ЗТП. 105).

– евреи, призванные Богом быть святыми: Соберите Ему преподобные Его, завещающия завет Его о жертвах (Пс.49:5). «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве» – эти слова толковник изъясняет следующим образом. «Преподобных Моих», т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым (Исх.19:6). «Вступивших в завет со Мною при жертве» – подразумеваются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента (ТБЛ. I. 232). Иной толковник уточняет понятие праведности, отнесенное в этом стихе к еврейскому народу: Под «преподобными» разумеются те израильтяне, которые стараются вести жизнь праведную и которые посвятили себя служению одному Господу (ЗТП. 306).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle