Л.П. Клименко

Источник

Небеса

Небеса – чины бестелесных и духовных существ: Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах; и возвестят небеса правду Его (Пс.49:5–6). Пророк называет здесь «небесами» не те, которые мы видим, но обитающие на небе чины бестелесных и духовных существ, всегда окружающих Господа (ЗТП. 306). Это же значение – «небесные, разумные силы» – имеет слово «небеса» в Пс.35:6: Господи, на небеси милость Твоя, и истина Твоя до облак. По изъяснению толковника, выражение «милость Твоя на небе» означает, что от милости сей зависит и все небесное, т. е. разумные силы (ЗТП. 306, 215).

– первое небо, находящееся выше тверди; твердь; небесные бестелесные ангельские чины; высокодуховные люди: Heбecа поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс.18:1). Е. Зигабен полагает, что «небесами» пророк называет первое небо, находящееся выше тверди. Или иначе: под именем «небес» разумеет одну только твердь, так как она одна только подлежит зрению. Астерий считает, что «небеса» суть небесные, бестелесные, чины ангелов, прославляющие Бога, как их слышали пророки Иезекииль и Исайя. Или под «небом» Ориген и Астерий понимали людей, стоящих выше земных вещей и созерцательным любомудрием стремящихся к небесам (ЗТП. 113. 116).

– мир ангелов; светила небесные и все атмосферные и астрономические явления: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое, по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес (Пс.8:2). По мнению толковника, «небеса» – светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под «землею» разумеются люди, под «небесами» – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога (ТБЛ. I. 156).

– небо, сотворенное вначале, и небесная твердь со светилами; небосвод, окружающий все сотворенное: Яко узрю небеса дела рук Твоих (Пс.8:4). «Небесами» пророк называет здесь небо, сотворенное вначале и при самом творении еще не имевшее на себе светил, и твердь небесную с ее бесчисленными светилами, являющимися в истории творения с четвертого дня. Говоря о небе, которое как бы обнимает собою весь видимый нами мир, пророк хотел указать этим самым как на небо, так вместе с тем и на все сотворенное, окружаемое со всех сторон небесным сводом (ЗТП. 46).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle