Л.П. Клименко

Источник

Кости

Кости – силы и способности ума: Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя (Пс.6:3). Толковник полагает, что под «костями» можно разуметь силы и способности ума человека, которыми он сопротивляется испытаниям (ЗТП. 33). Другой толковник дополняет: Страдания Давида были и физические, по причине болезни, поразившей весь его организм, и душевные – от сознания своих грехов пред Богом (ТБЛ. I. 152). Однако данное значение правомерно выделить как самостоятельное.

– телесные силы, силы души: Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? (Пс.41:11). Царь Давид говорит: когда в плену кости мои, т. е. телесные силы мои сокрушались, как от тяжких бремен и от ран и биений, которые мне причиняли, тогда снова враги мои ругались и смеялись надо мною, говорили: где Бог твой? пусть придет помочь тебе. Безымянный толкователь под «костями» понимает силы души (ЗТП. 260).

– символ крепости организма: Яко вода излияхся, и разсыпашася вся кости моя (Пс.21:15). Как говорит толковник, кости, как более твердая часть человеческого организма, могут служить символом его крепости, и вот они «рассылались», т. е. крепость утрачена (ТБЛ. I. 180). Это же значение имеет слово «кости» и в следующем стихе: Обетшаша кости моя, еже звати ми весь день (Пс.31:3). И здесь, по словам толковника, Давид изображает телесную свою силу, так как кости дают крепость всему телу (ЗТП. 184).

– твердые и великодушные мысли: Изнеможе нищетою крепость моя, и кости мои смятошася (Пс.30:11). В высшем смысле «крепость» значит мужество души, а бедность ее есть лишение Божественной благодати; «кости» в этом контексте следует понимать как «твердые и великодушные мысли» (ЗТП. 178).

– члены внутри тела; охраняющие душу помыслы; глубина благодарного чувства: Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? (Пс.34:10). «Костями» пророк называет члены внутри тела, а выражает ими от всего сердца, из глубины души благодарение Богу. Или под «костями» можно разуметь в отношении к душе твердые и охраняющие ее помыслы (как в Пс. 33: «Хранит Господь все кости их»). По мнению другого толковника, «кости», как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного (ЗТП. 208; ТБЛ. I. 202).

– человек: Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренные (Пс.50:10). Под «костями» своими, как частию целого, пророк разумеет себя (ЗТП. 313).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle