Л.П. Клименко

Источник

Земля

Земля – все тварное на земле; люди: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое во всей земли (Пс.8:2). Под «землей» разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии их Творца. В святоотеческой литературе под «землею» разумеются люди, а под небесами – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога (ТБЛ. I. 156).

– люди вообще; собравшиеся вокруг Христа: И подвигошася, и трепетна бысть земля (Пс.17:8). Под «землею» здесь разумеются люди вообще, как сотворенные из земли и как жители земли. Когда Иисус Христос проповедовал Свое учение, тогда именно вся земля пришла в смущение, т. е. как иудеи, так и язычники смутились от славы, какая повсюду распространилась об Иисусе. Можно изъяснять приведенное место и следующим образом: потряслись собравшиеся вокруг Христа, будучи привлечены к Нему молвою, которая прошла о Нем повсюду; они перепугались, смущенные собственными заблуждениями (ЗТП. 98).

– народы, жители земли: Смятошася язы́цы, уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвигошася земля (Пс.45:7). Когда апостолами была произносима Евангельская проповедь и сеялось в мире Богопознание, все народы двигнулись, и одни из них прибегли к вере во Христа, а другие смущали ее. По изъяснению Златоуста, под «землею» мы должны разуметь жителей земли (ЗТП. 285).

– люди, мудрствующие о земном: Да убоится Господа вся земля (Пс.32:8). «Землею» Давид часто называет людей или потому, что они созданы из земли, или потому, что они обитают на земле. Или: «землею» называет мудрствующих о земном, как говорит Великий Василий (ЗТП. 192).

– земля кротких и спасаемых: Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их (Пс.33:17). По словам Божественного Кирилла, всякий грешник, когда потребует того время, истребится как с этой земли, так и с земли кротких и спасаемых (ЗТП. 203).

– небесное жилище; земля обетованная: Терпящии же Господа наследят землю (Пс.36:9). Те, которые с благодарностью переносят искушения, ожидая помощи от Господа, наследуют известную землю кротких – небесное жилище. Есть и земля небесная, как есть и Иерусалим небесный. Божественный Кирилл «землею» называет землю, уготованную святым, ибо жребий для них – прекрасный град святых – Святый и вышний, которого жребодаятель Сам Бог. Другой толковник предлагает иное объяснение: Выражение «они наследуют землю» есть перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей, нравственно заслуживающих награды от Бога, т. е. для праведников (ЗТП. 221; ТБЛ. I. 206).

– душевная земля, душа; место, уготованное кротким, Царство Небесное: Уповай на Господа и Твори благостыню, и насели землю (Пс.36:3). Делая дела добродетели, говорит царь Давид, ты, христианин, будешь жить на земле без страха, имея стражем своим Самого Бога. По словам Оригена, это принимается в высшем смысле, т. е. обитай в своей земле, упражняясь в попечении и возделывании душевной земли, ибо что человек посеет, то и пожнет. Божественный Кирилл считает, что «землею» пророк называет землю, уготованную кротким, т. е. Царство Небесное (ЗТП. 219).

– мыслящие о земном: Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс.45:3). Содержание стиха следует понимать в высшем смысле: не убоимся, говорит пророк, когда придет в смятение земля, т. е. когда смятутся мыслящие о земном правители и их подданные. Сказал это потому, что они приходили в смятение в начале проповеди Христа, поскольку ниспровергалась и уничтожалась преданная им от отцов эллинская вера (ЗТП. 284).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle