Л.П. Клименко

Источник

Жезл

Жезл – знак несокрушимости власти: Упаси я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс.2:9). Жезл – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадом. «Железный посох» служит образом несокрушимости этой власти (ЗТП, 140; ТБЛ. I. 146).

– исправительный суд Божий; наказание грешников; горизонтальная часть креста; орудие охраны и защиты – сила Господня: Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Пс.22:4). Жезлом называется исправительный суд Божий. Или «жезл» есть наказание грешников. Феодорит и Максим под «жезлом» и «посохом» («палица») разумели крест, который был составлен из двух бревен, из которых одно прямо стоящее есть как бы «посох», а поперечное – как бы жезл, которым Христос поразил и низложил демонов, так как бьющие кого-либо, когда бьют, палку поднимают наискось (ЗТП. 140). По словам другого толковника, «жезл и посох» – орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. При таком толковании стих получает следующий смысл: Господь оберегает меня Своей силой, как пастух овец посохом (ТБЛ. I. 182).

– власть судебная и наказывающая; скипетр царя: Жезл правости жезл Царствия Твоего (Пс.44:7). Жезл есть знак судебной власти. Итак, власть, говорит Давид, суда, которую, Христе, имеешь, есть власть правоты; то есть Он судит справедливо и праведно, без всякого пристрастия и лицеприятия. В другом смысле «жезл» означает наказывающую силу Христову, которая также есть сила правоты, как наказывающая справедливо, кого наказывает. Божественный Кирилл указывает на образность выражения, так как земные цари носят скипетр (жезл), ибо жезл есть знамение царствования (ЗТП. 275).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle