Л.П. Клименко

Источник

Десница

Десница – помазание; определение Бога относительно Давида: От противящихся деснице Твоей сохрани мя, Господи, яко зеницу ока (Пс.16:8). Сохрани, говорит пророк, меня, Господи, от коварства единомышленников Сауловых, которые противостали помазанию Твоему. «Помазание» он здесь выразил словом «рука», или «десница». Ибо Ты, Боже, через пророка Своего, помазавшею меня, поставил меня в царя; а они между тем не хотят принять этого и готовят мне смерть. Другой толковник полагает, что под «десницею» Божией разумеется определение Бога относительно Давида, по которому он получил помазание на царство и должен быть царем еврейского народа (ЗТП. 90; ТБЛ. I. 170).

– помощь, сила; Спаситель: Не бо мечем своим наследиша землю и мышца их не спасе их; но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего (Пс.43:4). Царь Давид говорит: праотцов его избавила от сильных враждебных племен ханаанских «десница Твоя и мышца Твоя, Господи», т. е. помощь Господа или сила, или то и другое означает силу. По толкованию Оригена, царь Давид называет Спасителя «правою рукою, мышцею и светом» (ЗТП. 264). «Десницею Божиею» называется Сын Божий и в псалме 15:11: Красота в деснице Твоей в конец. Толковник говорит: Под «десницею Отца» разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его (ЗТП. 87). В следующем псалме выражение «десница Твоя» также обозначает «Сын Божий, Иисус Христос»: И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя (Пс.17:36). Вместе с тем толковник вносит дополнительный смысл, обращая внимание на Божественную и человеческую природы Христа, чего не было в других толкованиях: Должно понимать под «десницею» воплотившегося Бога-Слова, как восприявшего нашу природу и подавшего ей помощь (ЗТП. 108). Следует заметить, что в прочих примерах слово «десница» вне сочетания с определениями «Твоя, Божия» не имеет сакрального смысла и обозначает «действие»: Десница их исполнися мзды (Пс.25:10). Толковник замечает по этому поводу: «Правая рука полна мздоимства» – указание на то, что враги Давида действовали не бескорыстно, но брали взятки (ТБЛ. I. 188).

– правота, доброе естество, правые намерения: И наставит Тя дивно десница Твоя (Пс.44:5). По изъяснению Златоуста, к произведению таковых дел поведет Тебя правота Твоя, т. е. доброе естество Твое, потому что Ты будешь достаточен Сам для Себя, не нуждаясь в помощи другого. По словам блаж. Феодорита, Давид, упомянув о мече, далее упоминает и о правой руке, а правая рука есть правые намерения, при которых он не может иметь греховного преткновения (ЗТП. 274).


Источник: Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири : Ч. 1: псалмы 1-50; Ч. 2: псалмы 51-100; Ч. 2: псалмы 101-150. / Л. П. Клименко. - Нижний Новгород : Изд-во Христианская библиотека, 2012. – 560 с.

Комментарии для сайта Cackle