Эрик Нюстрем (протестант)

Израиль

Израиль Исраэль. Израиль (евр. Божий герой).

1. Имя данное Богом Иакову после его борьбы с Ангелом в Пенуеле (Быт 32.28–30); «Возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог (Ос 12.4). По возвращении Иакова из Месопотамии, в Вефиле Бог вторично дал ему имя Израиль (Быт 35.10). Сам Иаков редко называет себя этим именем (Быт 46.1,2,5; Исх 6.14; Исх 32.13, «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих»; Ос 12.12 и дал.; См. Быт 33.20; Быт 45.27,28; Быт 48.2).

2. Гораздо чаще употребляется это слово, как общее наименование всего народа, происходящего от Иакова. Его обыкновенное название – сыны Израиля, народ Израиля или, просто, Израиль. Уже в Быт 34.7 говорится, что Сихем сделал безчестие в Израиле (русс. Библия: «безчестие сделал он Израилю»). В Исх 3.16 Господь повелевает: «Пойди, собери старейшин Израилевых». Дом Израилев называл хлеб, посылаемый ему Богом, «манною» (Исх 16.31 и дал.). Также вся населенная израильтянами земля Ханаан называется «землею израильскою» (1Цар 13.9) и народ называется общим именем – «израильтяне» (ст. 20 сравни Мф 2.20 и дал.).

3. После смерти Саула еврейский народ разделился: колено Иуды признало над собой царем Давида, а остальные колена признали сына Саула Иевосфея; эти 11 колен присвоили себе право на название израильтян (2Цар 2.9 и дал.). Это название стало более подчеркиваться после смерти Соломона, когда 10 колен навсегда отпали и создали особое царство – «царство Израиля». «И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня» (3Цар 12.19). Встречаемое название «земля Израилева» имеет, следовательно, более ограниченное значение, как отличие от Иудеи, напр.,: Иез 27.17. Но, с другой стороны, пророк Михей включает в это выражение «дом Израилев» также и царство Иуды (Мих 3.1,9).

4. После переселения словом «Израиль» снова называется весь народ. Ездра и Неемия говорит о Боге Израилевом, о сынах Израилевых и о 12 колен Израилевых в первоначальном значении этого слова; см., напр., Езд 6.16 и дал. Переселенцы принесли во всесожжение Богу Израилеву 12 тельцов за весь Израиль, 96 овнов (1Езд 8.35). Срав. Неем 7.7,61,73; Неем 12.47. Пророки также придерживаются старого имени «Израиль». Исайя говорит Господь называет Себя Отцом Израиля (Иер 31.9). И в Новом Завете о двух домах Израилевых (Ис 8.14). слова Израиль и израильтяне, как названия народа Божиего, имеют более глубокое значение, чем название иудей (Ин 1.47). Павел хвалился тем. что он был израильтянином (2Кор 11.22), но иудеями ему было дано 5 раз по сорока ударов без одного. Срав. Рим 9.4; Рим 11.2; Флп 3.5 и смысл перемены имени Иакова на Израиля в Быт 45.27; Быт 48.2.

5. В духовном значении все «ходящие по следам веры Авраама» (Рим 4.12): и евреи и язычники, – те, которые в Гал 6.16 называются «Израилем Божиим». Срав. Рим 9.6 не все те израильтяне, которые от Израиля» и пророчество Исайи в Рим 9.27; Ис 10.22.

Комментарии для сайта Cackle