Эрик Нюстрем (протестант)

Закон Моисея

Закон Моисея Моисеевы законы, которые мы здесь приводим для сравнительного обзора, касались нравственности, гражданской жизни и левитского богослужения (Смотри «Законы»). Общий обзор разделения книг Моисея на Паршиот и Кафтарот в том порядке, в каком они читаются каждую субботу в иудейских синагогах в течение всего года.

(По комментарию А. Кларкеса.) Паршиот или часть (отдел) закона. Кафтарот или часть (отдел) пророков.

Порядок чтения Паршиот и Кафтарот

Когда спрашивают о ядре закона Моисеева, то, обыкновенно, указывают на десять заповедей или десять слов, которые Сам Господь написал и передал Моисею на Синае. Срав. Исх 31.18, Исх 34.1,28, Втор 4.13. Многие полагают, что закон относительно левитских обрядов был добавлен впоследствии к первоначальному ядру, потому что народ не мог понять высокого содержания закона и сейчас же по получении десяти заповедей вернулся к египетскому идолослужению, сделав золотого тельца. При виде этого Моисей в негодовании разбил скрижали и хотел оставить начатое дело (Исх 32.19,32). Он обратился к Богу и, получив от Него новое откровение, начал снова свое служение (Исх 33.18, Исх 34.18,29, Втор 10.1). После этого Моисей, по отношению к народу, стал более сдержанным (Книга Исх 34.32). Тогда выступили левиты (Исх 32.26, Втор 10.8 и дал.) и, как предполагают, наложили на народ тяжелое иго обрядов (Деян 15.10, Гал 4.3,9, Евр 7.18). С той точки зрения объясняют, напр., Иер 7.22 и дал., где сказано, что Бог, после того, как вывел израильтян из Египта, не заповедал относительно жертв всесожжения или других, но только, чтобы они слушались гласа Его; то же говорится у Иез 20.11,25, где в 11 стихе Господь говорит, что Он дал Израилю заповеди и постановления, исполняя которые человек будет жив, но в 25 ст. Он «попустил учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы».

«В словах завета (Исх 19.3–6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношения» (Мелин). – «Закон о жертвоприношениях не стоял на первом месте, но десять заповедей занимали первое место. Не желавшие исполнять 10 заповедей не были способны принести жертвы, так как закон о жертвах не существовал для непослушных» (?) (Фьельстедт). «Народ израильский отпадением от Бога и желанием иметь видимый знак постоянного присутствия Божия показал, что ему нужно было такое богослужение, которое могло производить глубокое впечатление на внешние чувства. В скинии израильтяне получили нечто совершенно отличное от золотого тельца, которого они желали» (Фьельстедт). Срав. «Жертвы».

 

Сравнительная таблица Законов Моисея

Комментарии для сайта Cackle