Эрик Нюстрем (протестант)

Жертва

Жертва евр. курба. Жертва, т.е. дар – общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову «корван» – «предназначенное в дар» (Мк 7.11), которым обозначаются всевозможные дары; так названы жертвы в Исх 28.38, кровные и бескровные (Лев.1.2, Лев.2.1, Лев.4.23, Чис 5.15, Лев.6.20, Чис 6.14,21, Чис 7.10). Если бы человек не впал в грех, то вся его жизнь была бы непрерывным личным самопожертвованием и все внешнее входило бы в это пожертвование, как часть целого. Но когда грех порвал связь между Богом и человеком и прежнее общение с Богом у человека заменилось отчужденностью, соединенною со страхом, то он почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Божеству, чтобы, таким образом, вновь получить доступ к оскорбленному его грехом Величию, или чтобы этим выразить Ему свою благодарность за полученую помощь. Поэтому жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая. Вспомним Каина и Авеля. Ной принес жертву всесожжения Иегове после спасения от вод потопа; патриархи строили жертвенники и приносили жертвы заклания, призывая имя Господа (Быт 12.7, Быт 13.4, Быт 26.25 и т.д.), так что жертва, сопровождаемая молитвою, сама была, как бы «воплощенной молитвой». Когда человек хотел приблизиться к Богу с молитвою или благодарением, он чувствовал, что ему следовало прийти не с пустыми руками. Языческое богослужение, как в древние времена, так и теперь, свидетельствует, как глубоко заложено в человеке это чувство. Со всех жертвенников языческих храмов, со всех священных рек, поглотивших так много тысяч жизней, через века к нам доносится жалобный вопль: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих 6.6,7).

На этот вопль языческого мира Бог ответил устройством среди Израиля жертвенного служения с обещанием примирения, которое возвращает грешнику общение с Богом. Естественное чувство, не допускавшее человека приближаться к Богу с пустыми руками, было правильно, что Бог подтвердил Сам: «и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх 23.15, Втор 16.16). Он не оставил Израиля в неведении о характере жертв и формах жертвоприношения; кроме того, Бог дал ему уверенность в том, что встретит его при жертвеннике с Своей благодатью. Итак, жертва, которая у язычников являлась выражением страха, у Израиля была средством получения благодати. И, смотря по различным потребностям, как общества, так и отдельных личностей, в законе о жертвах (Левит) было дано указание относительно различных жертв: для очищения от греха, примирения с Богом, или выражения преданности Ему в служении, хвалы и благодарности и т.д.

Смотря по цели и назначению жертвы, по закону Моисееву, можно разделить их на четыре главных рода:

1. жертвы очищения в действительном значении этого слова, которые разделяются на жертву за грех и жертву повинности,

2. жертвы всесожжения,

3. мирные жертвы, которые делились на жертвы хваления, обетования и добровольные,

4. хлебные и возлияние. Первая из перечисленных жертв имела целью поставить человека под покров благодати, для его примирения с Богом. Три следующие рода жертв приносились уже примирившимся. В тех случаях, когда приносилось одновременно несколько жертв, первыми приносились жертвы за грех и повинности или только одна из них, а затем уже жертвы всесожжения и мирная жертва. Хлебная жертва и жертва возлияния приносились, большею частью, совместно с другими, а также и самостоятельно.

Жертвы были или кровавые, т.е. жертвы заклания, или бескровные, состоявшие из хлеба, вина и елея. Некоторые из жертв были точно определены, например, ежедневные, в известные праздники, очищения и освящения. Другие же были добровольные и приносились или всем обществом, или отдельными лицами по различным причинам.

В жертву приносили животных из крупного и мелкого рогатого скота: волов, коров, овец и коз; из птиц – горлиц и молодых голубей. Мелкий скот должен был быть не моложе 8 дней, а крупный не старше трех лет (Исх 22.30, Исх 29.38, Лев.9.3, Лев.22.27). Животные должны были быть без телесных недостатков, повреждений, уродливостей и т.д. (Лев.22.20 и дал.). Жертвами из растений были колосья, мука, пресные хлебы, оливковое масло, курения, соль и вино (Лев.2.1 и дал.). Мед и закваска не допускались для жертвоприношения (Лев.2.11). Вообще израильтяне должны были приносить в жертву только то, что служило человеку пищею и что имело ценность, а не такие продукты или плоды, которые легко были доступны или приобретаемы – например, рыба, плоды диких растений или пойманная дичь, – все это нельзя было приносить в жертву, а только то, что требовало от человека прилежания и труда. Человек должен был лучшие плоды своих трудов давать Богу, чтобы жертва представляла достойную пищу Ему; жертва и называется хлебом Божиим (Лев.21.6 и дал., Чис 28.2). Конечно, это нельзя понимать так, что Богу нужна материальная пища: «Еели бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс 49.12). Он благоволит к душе, самопожертвование которой проявилось в ее даре – ибо для того, чтобы спасать души и вернуть их из плена греха к Себе, Он и дал все эти жертвы, которые уже в завете закона возвещали Евангелие.

Это значение жертвы, как средства благодати к воссоединению человека с Богом, особенно проявляется в жертвах заклания. Животное приводилось к скинии или храму и жертвующий возлагал руки на его голову, – после чего животное закалывали, и кровь его, собранная священником в сосуд, приносилась пред Господом и ею кропился жертвенник или завеса, или крышка ковчега. Если жертвою был голубь, то его кровь выпускалась на стену жертвенника. (См. Лев.1.4,15, Лев.3.8, Лев.4.4 и дал.). Это пролитие крови и кропление ею было именно то в жертвоприношении, чем достигалось примирение; ибо кровь считалась носительницей жизни и потому ее именно следовало приносить Богу. Язычество хотело приносить Богу человеческие жертвы, но Бог назначил израильскому народу кровь жертвенного животного, как средство примирения (Лев.17.11). Однако, это все же не было в полной мере примирением. Жизнь самых лучших животных не могла равняться с жизнью человека; к тому же «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс 48.8). «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грех» (Евр 10.4). Все жертвы искупления в Ветхом Завете указывали на грядущую совершенную жертву, которую Иисус Христос должен был однажды принести. Срав. «очищение», «примирение».

Хотя идея о приношении не выявляется так ясно в прочих жертвоприношениях, как в двух первых, – однако и в них можно уловить указание на то и напоминание о том, что все вообще приносимые жертвы благоугодны Богу только ради крови «примиряющей». Ежедневные жертвы также должны были свидетельствовать о примирении. По закону, ничего не очищалось без крови, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9.22).

Все жертвенное служение было прообразом Евангелия, пронизывавшим всю жизнь общества того времени, почему и видят в отдельных действиях и обрядах при жертвоприношении Евангельские прообразы. Жертвы позволялось приносить только пред жилищем Господним (Лев.17.3 и дал.), что говорило о единстве Существа Иеговы, Его Едином имени (Втор 12.2, Зах 14.9) и, кроме того, являлось средством для объединения всего народа.

(Несмотря на это, было возможно приносить жертвы и в других местах вне храма, что видно из некоторых мест Библии. См. примечание к слову «Священник»).

В крови приносилась Богу жизнь души, кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника. Огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своем присутствии. Сгоравшая в огне жертва – символизировала полное предаяие Богу души, которая переходит от смерти в жизнь. При жертвоприношении плодов не должно было быть меда и закваски; первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что все нечистое и плотское не устоит перед Богом. Елей при хлебных жертвах, понимают, как символ Святого Духа или смягчающего и оживляющего милосердия Божьего. Курение обозначает молитвы праведников (Откр 5.8), соль – твердый союз благодати с Иеговою и ее сохраняющие свойства (Мк 9.49 и дал., Чис 18.19).

Евреям часто напоминалось о том, что одно внешнее соблюдение жертвенных обрядов не давало мира с Богом; пророки, наоборот, нередко заявляют обратное, что все жертвы суть мерзость перед Богом, если они не являются выражением сердечного стремления к Богу (Притч 21.27, Иер 6.20, Ам 5.22, Мих 6.6, Ос 6.6, Мф 9.13). «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1Цар 15.22). Давид уже знал, что «жертва Богу дух сокрушенный. (Ср. Пс 49.1), сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 50.19).

Благодарность, послушание и самопожертвование, которые все дети Божий в Новом Завете должны воздавать своему Небесному Отцу, символизируются часто картинами из жертвенного богослужения. Христианам следует поэтому приносить Господу, не жертву за грех и вину, ибо таковую они навеки имеют во Христе, а лишь жертвы всесожжения, хваления, хлебные жертвы и курение (Сравни Пс 50.21, 1Пет 2.5, Мал 1.11, Рим 12.1, Флп 2.17, Флп 4.18, Евр 13.15 и дал.).

Комментарии для сайта Cackle