Эрик Нюстрем (протестант)

Египет

Египет расположен в северо-восточной части Африки и все еще имеет такое же протяжение с севера на юг, которое указано у Иез 29.10, Иез 30.6: «от Мигдола (позднее Магдол, при Пелузийском рукаве Нила) до Сиены» (теперь Ассуан), границы Ефиопии у Нильских порогов. Обыкновенное название этой страны в Ветх. Завете Мицраим (по имени сына Хама: Быт 10.6) или «земля Мицраима», (также Мацор). Отсюда арабское название Миср. Название Египет произошло от греческого слова Айгиптос, данное финикийскими колонистами, которые называли Нильскую дельту «ай-габт», т.е. изогнутое побережье.

Коренными жителями страна называлась «земля Хамова» (Пс 104.23,21, Пс 105.22, Пс 77.51). Египет делится на Нижний Египет, – низменность в северной части с городами: Пифом, Раамсес, Фибозет и Он (или Илиополь), и Верхний Египет – на юге, называемый Пафрос, с городами: Сиена и Но. Завоевателями, греками и римлянами, Верхний Египет был разделен на две части: Фиваида и Эптаномида (т.е. Средний Египет с городами: Мемфис и Ханес).

Египет представляет продолговатую долину, около 700–800 км длиною, по обеим сторонам ограниченную песчаными плоскогорьями. Через всю страну протекает большая река Нил, названная египтянами Хапи-Му, т.е. «гений вод», евреями – Еор или Шахор, т.е. черная. Ширина этой долины от 10 до 30 км; в некоторых местах горы подходят к берегам реки. На севере, где оканчивается эта долина, Нил, не доходя 120 км до моря, делится на несколько рукавов, из которых самый восточный называется Пелузийским, а западный Канопским (теперь Абукир). Все эти рукава при впадении в море образуют треугольник, и потому эта часть Египта называется дельтой, вследствие сходства с греческой буквой дельта.

Окрестности Сиены, где начинаются величественные Нильские пороги, очень живописны; остальные части Египта, и особенно дельта, однообразны и мало привлекательны. Эти места в разные времена года имеют различный вид. В середине весны, когда жатва окончена, повсюду видна лишь серая пыльная растрескавшаяся почва. В августе Нил начинает разливаться, и осенью страна представляет обширное пространство красноватой или желтоватой воды, из которой поднимаются финиковые пальмы, города, села и узкие плотины, которые тогда служат дорогами. После того, как вода, которая стоит недолго на высоком уровне, спадает, до конца осени можно видеть только черную и тинистую почву, вполне подготовленную для посева. Зато зимою можно наблюдать всю роскошь и разнообразие растительности, которая превосходит все ожидания европейца. Египет в это время похож на прекрасный сад, цветущее поле и волнующийся океан зреющих хлебов. Плодородие почвы зависит только от ежегодного периодического разлива Нила; не будь этого, страна скоро превратилась бы в пустыню, так как дожди выпадают здесь редко. Поэтому с древних времен воду из Нила отводили на поля посредством каналов или откачивали при помощи большого колеса (Втор 11.10). Геродот называл Египет «даром Нила». Небо так же однообразно, как и земля: светлоголубой небосклон всегда ясен. Воздух настолько чист, что глазам больно смотреть; горячие лучи солнца, не задерживаемые, как у нас, облаками, беспощадно жгут открытые поля. Деревья хотя и есть в Египте, но они дают совсем мало тени. Повсеместно растут только финиковые пальмы со своим высоким, тонким, голым стволом и перистой вершиной. Такие деревья не могут задерживать солнечных лучей и бросают только небольшую тень. Жара иногда стоит нестерпимая, особенно в Верхнем Египте. Раскаленный ветер пустыни «самум» дует во время весеннего равноденствия. Нередко страна терпит большие убытки от саранчи. Там растут главным образом: ячмень, кукуруза, рис, пшеница, бобы, лук обыкновенный и красный; возделывают также лен, хлопок и виноградную лозу. Из домашних животных, кроме обычных, разводят множество буйволов, ослов и верблюдов. В Египте встречаются дикие собаки, крокодилы и гиппопотамы, которые водятся преимущественно на севере, тогда как раньше их было много также и на юге. Народонаселение в Египте теперь пестрое, смешанное. Копты считаются потомками древних египтян. Феллахи или земледельцы составляют особый класс. Кроме оседлых арабов, там встречаются кочующие в пустынях бедуины; потом – сирийцы, греки, нубийцы и т.д. Копты, оффициально исповедующие христианскую религию, занимают должности писцов и бухгалтеров. Феллахи страдают от притеснений правительства и от кочевых бедуинов. Египет – единственная из всех стран, в которой имеются древнейшие памятники культуры и искусства. Самые замечательные из них пирамиды (от египетского слова пехрам – святой), стоят уже несколько тысячелетий и приводят в удивление весь мир. Из всех существующих в настоящее время построек нет таких древних и громадных, как эти таинственные пирамиды. Самая большая из них занимает пространство более чем полмиллиона кв. футов: высотой она более 150 м. Некоторые исследователи предполагают, что эти пирамиды построены израильтянами во время египетского плена. Но древняя история и результат новейших изысканий противоречат этому предположению. Теперь открыли, что три самые большие пирамиды суть намогильные памятники фараонов Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Мумия этого последнего находится теперь в британском музее в Лондоне. Древность пирамид достигает, по предположению, 4000 или 5000 лет.

Но кроме этих неизменившихся памятников давно забытых царей, Египет имеет много других, которые не менее замечательны. Эти памятники находятся на прекрасных островах близ Сиены и в других местах Верхнего Египта, особенно в долине Нила близ Фив, напр., в Карнаке и т.д. Те храмы, статуи, обелиски и сфинксы, которые здесь сохранились, изумляют путешественников колоссальными размерами и массивностью. Под землей около многих из них находится масса склепов с мумиями (см. «Похороны»); эти подземные кладбища тянутся до соседних гор. Огромные колонны храмов, их обширные ограды и многочисленные могилы покрыты скульптурными украшениями и рисунками художников, драгоценными памятниками древности, освещающими общественную и частную жизнь египтян. Эти картины и скульптурные изображения дополнены иероглифами (надписями); благодаря упорным трудам ученых, начинает открываться долгое время непонятное значение этих надписей. Некоторые из этих иероглифов не что иное, как знаки или символы, сравнительно легко понимаемые, но большая часть из них написана особым алфавитом, в котором каждый знак (фигура) обозначает ту букву, с которой начинается его собственное название: напр., слово Озир (Osir), имя египетского бога Озириса, изображалось при помощи тростника, ребенка и рта, потому что начальные буквы этих трех предметов, которые по-египетски читаются «ока», «зи» и «ро», составляют слово озир. Все-таки существует много сомнений относительно правильности разбора иероглифов, так как во многих случаях слова, прочитанные таким образом, все же остаются непонятными. Те надписи, которые до сих пор удалось разобрать, дали много подтверждений библейскому рассказу об истории, обычаях и образе жизни древних египтян; это служит лишним доказательством того, что рассказы Библии не выдуманы, а взяты из действительной жизни.

Древнейшая история Египта покрыта мраком неизвестности; новейшие исследователи предполагают, что образование и культура были заимствованы египтянами с юга, особенно из Мерое, и что страна в древнейшие времена представляла несколько царств, с течением времени слившихся в одно большое государство. Египетский жрец Мането в 3-м столетии до Р.Хр. написал по-гречески историю Египта, где он перечисляет тридцать династий, царствовавших в течение нескольких тысяч лет. Однако, известно, что некоторые из них царствовали одновременно в различных частях Египта. Хронология, поэтому, очень сбивчива. К начальному периоду правления относят 14 первых династий, начиная с Мины, первого египетского царя, построившего Мемфис. К четвертой династии принадлежали строители пирамид. Построивший самую большую пирамиду у Менето называется Сифис, у Геродота Хеопс, а по надписи на пирамиде – Хуфу. В эпоху царствования двенадцатой династии выкопано озеро Моэрис и построен лабиринт. Тогда же построен город Фивы с колоссальными храмами и памятниками, и вся долина Нила была изрезана каналами. К среднему периоду правления относятся 15–17 династии гиксов (хиксов), которые вторглись в Египет и покорили его. Новейший период правления начинается с Амезиса, который изгнал гиксов и начал 18-тую династию. К 19-ой династии принадлежали Сефи 1, и Рамзес Великий, оба названные греками Сезострасом, около 1311 г. до Р.Хр. (?). К 22-ой династии принадлежал упоминаемый в Библии Сусаким или Шешенк.

В 525 г. до Р.Хр. Египет был покорен Камбизом и сделался провинцией Персидского царства; затем он был покорен Александром Великим в 332 г. до Р.Хр. После его смерти им управляла династия Птолемеев.

После сражения при Акциуме в 31 г. до Р.Хр. Египет стал римской провинцией. В 640 г. после Р.Хр. он был покорен арабами; и в 1517 г. подпал под власть турок. (О фараонах, упомянутых в Библии, см. «Фараон»). Древние египтяне обожествляли планеты и силы природы; их жрецы изучали астрономию (наука о небесных светилах) и астрологию (предугадывание будущности человека по звездам); к ним, вероятно, принадлежали мудрецы и чародеи, о которых говорится в Исх 7.11,22. Этой мудрости, может быть, и был научен Моисей (Деян 7.22). Египетская религия видела во многих животных символы тех богов, которым поклонялись. Египтяне не только считали священными некоторые породы животных, убийство которых каралось смертью, но держали этих животных в храмах и приносили им жертвы, как богам. Наряду с этим грубым идолопоклонством, им доступно было понимание многих истин, как, напр., бессмертие души, ответственность человека за свои поступки, будущая награда и наказание.

Связь народа Божия с Египтом началась уже с Авраама, который во время голода жил в Египте (Быт 12.10 и дал.). Впоследствии был продан в Египет Иосиф; это послужило причиной переселения всей семьи Иакова в Египет, после чего в течение долгого времени происшедший от нее народ был в рабстве. Предсказание Бога Аврааму, что его потомки будут рабами в чужой земле 400 лет (Быт 15.13) исполнилось: сыны Израилевы жили в Египте 430 лет (Исх 12.40 и дал.). Выйдя оттуда, они взяли с собою много золотых и серебряных вещей и одежд (Исх 3.21, Исх 12.35 и дал.). В Божий замысел входило, чтобы народ, «взятый в удел», познакомился с высшей формой человеческой культуры, которая тогда существовала у египтян. За суеверия, которые евреи переняли у египтян, Бог многократно наказывал их во время 40-летнего странствования по пустыне.

После исхода из Египта не слышно о каких-либо сношениях между евреями и египтянами до времени царя Соломона, при котором отношении с Египтом носили дружеский характер (3Цар 3.1, 3Цар 10.28 и дал.). После смерти Соломона египтяне часто притесняли Израиля (3Цар 14.25, 2Пар 14.9). Когда Израиль и Иуда начинали приходить в упадок, их цари искали помощи у египтян против восточных монархий (4Цар 17.4, Иез 17.15, Ис 30.2, Ис 31.1 и дал., Ос 12.1). После Вавилонского плена множество евреев переселилось в Египет, где они в царствование Птолемея 7. (181–146 гг. до Р.Хр.) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе. Этот свой поступок они оправдывали пророчеством Ис 19.19 о жертвеннике Господу в Египте.

Прим. <Согласно Мането, «Хик» значит король. «Сое» – пастух; по новейшему объяснению «Хак-шис» – предводители разбойников. Это были завоеватели семитического происхождения, царствовавшие в Северном Египте в течение нескольких сот лет.

Комментарии для сайта Cackle