Дамаск
Дамаск Дамесек. Дамаск, столица Дамасской Сирии (2Цар 8.6, Ис 7.8), важнейший торговый пункт на большой дороге между Средиземным морем и внутренней Азией (Иез 27.18). Он расположен на плодородной возвышенности у подножия Ермона, в северо-восточном от него направлении и окружается ливанскими водами. Дамаск – один из немногих древних городов, который до сих пор сохранил свое прежнее значение. Восточные писатели называют его «жемчужина Востока», «благоухание рая», «перо райской птицы», «ожерелье красавицы», «глаз Востока» и т.п. Этот город расположен в хорошо орошаемой местности (4Цар 5.12), с чудным климатом и плодородной почвой; он возвышается на 690 метров над уровнем моря. Для арабов он был образцом райской красоты. Его сады с журчащими ручейками и обильно произрастающими плодами (выражение Корана) – идеал Магометова рая. Дамаск упоминается уже в Быт 14.15. Слуга Авраама, Елиезер, родом был оттуда (Быт 15.2). Во 2Цар 8.5 и дал. сказано, что дамасские сирийцы покорены Давидом, но город отпал во время Соломона, вследствие восстания Разона, основавшего там самостоятельное государство (3Цар 11.23 и дал.), 200 лет спустя покоренное ассирийцами (4Цар 16.9). После этого город подпадал под владычество различных народов: много раз был взят и разграблен вавилонянами, персами, греками и римлянами. В 1400 г. был разрушен Темерланом и в 1516 г. подпал под власть турок. С древних времен этот город был известен своей торговлей (Иез 27.18) и промышленностью (Ам 3.12); он и теперь славится мозаичными изделиями, хорошими базарами и красивыми восточными домами с фонтанами и мраморными бассейнами. Сады приносят прекрасные плоды: орехи, виноград, абрикосы; кроме того, здесь возделывают табак, хлопок, лен, коноплю и т.п.
Улицы города чище, чем в других сирийских городах; дома имеют выступы, вроде балконов, с решетчатыми рамами. Народонаселения приблизительно около 150 000 чел., среди которых множество евреев, несколько тысяч христиан, немного меньше друзов и т.д. Уже во времена Христа множество евреев жило в Дамаске, где у них было несколько синагог (Деян 9.2). Евангелие рано проникло к ним. Павел пошел туда, чтобы преследовать верующих и отвести их связанными в Иерусалим, но Господь встретил его на дороге (Деян 9.3). Теперь еще показывают длинную улицу, называемую Дарб-эль-мустаким, т.е. Прямая дорога; по преданию, это та прямая улица, где Анания нашел Павла в Иудином доме (Деян 9.11). После своего обращения Павел проповедывал Евангелие в Дамаске, за что подвергся преследованию со стороны евреев. Они подстерегали его у городских ворот с целью убить его, но ученики спасли его, спустив в корзине сквозь отверстие в стене города (Деян 9.25, 2Кор 11.32). Теперь еще показывают это отверстие. Пророчества о Дамаске: см. Иер 49.23–27, Зах 9.1.