Эрик Нюстрем (протестант)

Вавилон

Вавилоневр. Бавель (Быт 10.10). Один из городов царства Нимрода в стране Сеннаар. Об основании его говорится в Быт 11.1–9. Все жители земли после потопа говорили на одном языке. Чтобы не рассеяться по всей земле, не прославив себя, они решили построить город и башню, высотою до небес; но Господь смешал их язык, так что они не могли понимать друг друга, и, по необходимости, рассеялись по всей земле. Поэтому и город носит имя Вавилон, т.е. смешение. План основателей был разрушен, но Вавилон стал могущественным, известным всему миру городом. В Библии этот город известен, как столица царства мира сего, враждующая с царством Божиим.

В начале Вавилон был столицей древневавилонского царства (приблизительно, с 2240 до 2050 г. до Р. Хр.); потом из сказаний мы узнаем, что царство Вавилонское подпало под власть ассирийцев (2050 до 625 г. до Р.Хр.). От 625–538 г. вавилоняне, не желая оставаться под властью ассирийцев, основали новую столицу, близ Ниневии, и назвали столицу ново-вавилонского царства тем же именем – Вавилон. Ср. Ис 13.19, 14.12. В то время, когда вавилоняне находились под властью персов (538–331 г. до Р. Хр.), началось окончательное падение Вавилонского царства, которое и кончилось тем. что в начале 1-го столетия по Р. Хр. от этой знаменитой столицы остались одни развалины. Вавилон некогда был «краса царств, гордость Халдеев» (Ис 13.19). В нем во время Навуходоносора насчитывались миллионы жителей; его величие обращало на себя внимание всего мира. Стены Вавилона имели 200 локтей (прибл. 100 м) в вышину и 50 лектей (прибл. 25 м) в ширину; по ним свободно могли ехать в ряд 6 колесниц. (Ср. Иер 51.56). Город славился висячими садами, террасами, построенными над водами Евфрата на высоких арках. – Гордый Вавилон, у рек которого пленный Израиль расположился в шатрах и развесил свои арфы; который принес в жертву своим идолам все сокровища храма Иеговы, – этот «Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей» (Иер 51.37). «Гордая дочь халдеев, госпожа царств» (Ис 47.5) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен (Иез 17.4). «Изнеженная, живущая беспечно» (Ис 47.8), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 30,5 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10–15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне – вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой – к западу, в растоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки Вавилонской башни. Согласно другим сведениям, остатки Вавилонской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т.е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это – описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца. Каждая терраса была выкрашена в соответствующий цвет, начиная снизу: черный, белый, оранжевый, синий, пурпуровый, серебряный и золотой.

Часть Вавилона, где находилась эта башня, составляла особый квартал, называвшийся Барсип или Борсиппа; это имя встречается на многих кирпичах. В этой же куче развалин найден цилиндр с вавилонскими письменами, где Навуходоносор сам описывает свои работы по реставрации этой древней башни. Запись гласит так:

«Объявляем, что храм семи светил, башня в Борсиппе, которую построил в древности один царь, высотою в 42 локтя (приблизительно 21 м), еще не имеет верхушки, которую он не успел выстроить, и которая пришла в ветхость. Желоба для стока воды не действуют; от дождей и ветров облезла штукатурка, кирпич стал сильно разрушаться и все здание от времени начало разваливаться, так что скоро будет представлять из себя кучу мусора. Великий бог Меродах побудил меня восстановить разрушающуюся постройку. Основание и стены я оставил без изменения. В благоприятный месяц, в счастливый день я скрепил камни основания и обложил стены кирпичем. Столярную работу я сделал заново, и на фасаде башни я увековечил свое имя. Чтобы довершить постройку и поставить верхушку, я поднял руку (клятва) и, как издревле полагалось, так я и построил».

Но ни Нимрод, ни Навуходоносор не могут спорить с Иеговой: все вавилонские башни пали. «Вавилон взят. Вил посрамлен. Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» (Иер 50.2).

Другой удивительный холм развалин находятся в 5 км к северу от Гили и называется Эль-Кае, т.е. замок, остатки которого также колоссальных размеров: 700 локтей в длину (прибл. 348 метров), 600 – в ширину (прибл. 298 метоов) и 70 – в вышину (прибл. 35 м). На кирпичиках можно прочесть следующую надпись:

«Дворец Навуходоносора, царя Вавилонского, создателя высокого дома – он, живущий в страхе богов Нево и Меродаха: сын Набополассара, царь в Вавилоне».

В недалеком расстоянии находится другой холм развалин, называемый Амрам-бен-Али; на глубине 23 метр, произведенными раскопками обнаружен храм Эсадила, посвященный божеству-хранителю Вавилона Бел-Мардуку.

Из этих холмов за последнее время извлекли тысячи кирпичей с клинообразными письменами. С большим трудом при помощи выкопанных таблиц с одинаковыми текстами на нескольких других языках, ученым удалось прочесть эти клинописи. Теперь мы можем из этих пролежавших тысячелетия кирпичей узнать о Навуходоносоре и других халдейских героях и их подвигах. Эти письмена дают нашей ветхой Библии самое полное подтверждение. Особенно это относится к вопросу о том, кто были первыми жителями этой страны. Согласно Библии, Вавилон первоначально был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичах служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура, более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но с ясными признаками турецко-татарского происхождения. Это был аккадрский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур (Быт 11.28), Эреж, Арку, Вавилон и другие, о чем свидетельствуют надписи на кирпичах и Библия. С этим народом за 3000 лет до Р. Хр. соединился, так называемый, протохалдейский, не-семитический элемент. Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно заоравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, после 1500 г. до Р. Хр., называли себя в письменах: «царь Сумира (Сеннаар?) и Аккада». Это наименование показывает нам, что вавилонская национальность имеет двоякое происхождение.

Писатель Бероз (Berosos) передает нам из древенейшей вавилонской истории о трех династиях: во-первых, 49 халдейских царей в период 458 лет; далее, 9 аравийских царей в период 245 лет и, наконец, 49 ассирийских царей в период 526 лет. Более определенные сведения о вавилонских царях мы имеем после 747 года до Р. Хр. В «Птолемеевых правилах» вавилонские монархи перечисляются по порядку с указанием точного времени царствования каждого, начиная от Навонассара (747 года до Р.Хр.), до последнего персидского царя, который был убит Александром Великим в 331 году до Р. Хр. С разрушением Ниневии (625 г. до Р. Хр.) Вавилон стал могущественным городом. Царями его в это и последующие времена были: Набополассар (625 до Р. Хр.), Навуходоносор (604 г.), Эвильмеродах (560 г.), Периглиссар (559 г.), Лаборосоарход 556 г.), Набонид (в письменах Набунахид), 556–538 г. до Р. Хр. Затем Вавилон был взят мидянами и персами в ночь, когда жители его легкомысленно пировали. Мидяне и персы отвели русло реки и проникли в город по старому руслу, захватили его и перебили пировавших вавилонян (Иер 51.31, 39, срав. Ис 21.1–9). После смерти Александра Великого резиденция (местопребывание) царя была перенесена из Вавилона в Антиохию. Так пал Вавилон и стал грудою развалин (Иер 51.37). Все соседние народы собирали в нем кирпичи для постройки своих городов.

В Новом Завете мы встречаем название Вавилон, напр., в Мф 1.11. Петр передает привет от церкви в Вавилоне (1Пет 5.13). По всей вероятности, здесь подразумевается древний Вавилон, где иудеи давно уже поселились. Высказывается мнение, что это город в Египте; другие же истолковывают это слово в аллегорическом (иносказательном) смысле, относя это к Риму: «Вавилон, город великий» (Откр 14.8, 16.19, 18.2).

Комментарии для сайта Cackle