философия
философия т.е. любящий мудрость, т.е. любовь к мудрости. Эти термины (названия), как говорят, были введены греком Пифагором, вместо названий «мудрый и мудрость», после чего они стали общеупотребительными. Пифагор считал дерзостью, называть себя мудрецом и потому он избрал для себя скромное название «философ», т.е. любящий мудрость или друг мудрости; слово же софия, т.е. мудрость, он заменил словом философия, т.е. любовь к мудрости.
Философия имеет задачею установление начальных или основных истин. Эти истины философия выясняет путем исследования и доказательства. Языческие народы во все прошедшие времена занимались исследованием происхождения и цели всего существующего и пытались найти объяснение существованию мира и религий.
Философия, о которой упоминается в Новом Завете, была предметом изучения у греков (1Кор 1.22), и считает своим родоначальником Фалеса из Милета (6 век до Р.Хр.), который учил, что началом всего существующего была вода. После него следовала система за системой: один усматривал начало в огне, другой – в воздухе, третий – в числе, порядке, в соразмерности существующего и т. д. Около 450 г. до Р.Хр. выступили, так называемые, софисты, т.е. учителя мудрости, которые учили, что собственное представление есть единственное мерило существующего; объективной (общей) истины не существует; поэтому всякий предмет или вещь таковы, каким они нам представляются. Вследствие этого они придавали большое значение умению говорить, т.е. приводить доводы за и против. В конце концов они в своих словопрениях дошли до того, что границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью совсем слились и исчезли. Против такого направления выступил афинянин Сократ (469 г. до Р.Хр.), который предлагал углубляться в себя, познать самого себя. Он учил, что познание добродетели, основанное на ясном понятии истинной сущности вещей, является величайшей задачей человека. Противники обвинили его в том, что он отрицал богов, ввел новые божества и развращал молодое поколение. Его приговорили к смерти и он выпил чашу с ядом на 71 году своей жизни (399 г. до Р.Хр.). Он умер, окруженный скорбящими учениками, которым он говорил, что теперь начнется для него новая жизнь. Самыми знаменитыми из его учеников были Платон и Аристотель. Платон, изучавший мир идей, высказал, что трудно найти Высшее Существо, и что толпа не в состоянии познать Его. Аристотель отдался изучению явлений, существующих в природе, истории и душе человека. Платон стремился из идей объяснить мир, Аристотель же – в многообразии мира найти и показать идею. Наряду с этими философскими системами, для большинства чуждыми и малопонятными, существовали два учения, которые особенно распространились во времена Христа и приобрели много последователей, именно, учение эпикурейцев, последователей Эпикура (около 300 г. до Р.Хр.) и учение стоиков, последователей Зенона (около 300 г. до Р.Хр., Деян 17.18). Первые искали высшее добро в наслаждениях, в спокойствии души, последнее – в добродетели и самоуглубленном равнодушии ко всему внешнему. Когда Евангелие стало распространяться в мире, оно должно было встретиться с этим хаосом противоречащих друг другу мнений и систем, из которых каждая имела последователей. Однако все эти учения и системы не могли дать света жаждущей душе, оставляя ее неудовлетворенной. Римлянин Цицерон сознавал, что в вопросе о существе богов самые ученые люди придерживались противоречащих друг другу взглядов, из чего он заключил, что причиной и основанием философии было незнание (Nat. deor. I, 1). В одном из своих рассуждений (презрение к смерти) он высказал в беседе между А и М, что его философия не могла дать удовлетворительного ответа на вопрос о бессмертии души. После того, как М привел мнение некоторых философов о душе, что она – воздух, огонь и тому подобное, и показал, что эти взгляды не дают надежды на жизнь после смерти, он прибавил: – «мнения остальных философов дают надежду, если только тебя может утешить мысль, что душа, оставив тело, пойдет на небо, как на свою родину. «Да», ответил А, «это, конечно, радует меня, и я больше всего хотел бы, чтобы это действительно было так; но все же, если это и не так, я хотел бы в том убедиться». – Если ты этого хочешь, то зачем ты обращаешься к ним за помощью?» – спрашивает М. – Разве мы красноречивее Платона? Читай прилежней его книгу «О душе» и большего ты не будешь желать. – «Это я уже делал», отвечает А: «и даже очень часто, но не знаю, почему так выходит: пока читаю, я согласен, но это согласие рушится, когда я, отложив книгу, начинаю размышлять сам в себе о бессмертии души».
Последним словом языческой мудрости ко времени Христа были или безнадежность (отчаяние), или презрительная насмешка: «Что есть истина?» спросил Пилат. «Что хочет сказать этот суеслов?» спрашивали философы в Афинах о Павле (Деян 17.18). Сомнение и суеверие заставили многих обращаться к обманщикам, как, например, Симону (Деян 8.9), Елиме (Деян 13.8), сыновьям первосвященника Скевы (Деян 19.14).
Из соединения языческого и еврейского миросозерцания возникли новые философские мировоззрения, учение о мире духов, об ангелах и их взаимоотношениях, а также учение о внешнем воздержании и умерщвлении плоти, и это имело притягательную силу для некоторых из первохристиан. Павел особенно борется против таких заблуждений в своем послании к Колоссянам. Он предупреждает в Кол 2.8 об увлечения философией и пустым обольщением по преданию человеческому» и в Кол 2.18 от «самовольного смиренномудрия и служения ангелов». Сравни его слова о «прекословиях лжеименного знания» в 1Тим 6.20.
То, что искали философы, христиане нашли во Христе. Христос, который есть путь, истина и жизнь и явил им Отца, осветил сокрытое в мире духов, дал им высокий и в то же время близкий идеал, и Сам является для них светом и силой. В Нем сокрыты «все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2.3, 1Кор 1.30); смиренное их исследование имеет самые высокие задачи (Еф 3.18) и самую возвышенную цель (Еф 4.13).