Фараон
Фараон евр. паро. Фараон – название в Священном Писании почти всех египетских царей, следовательно, своего рода царский титул (Быт 40.1; Быт 41.1 и дал.). Обыкновенно упоминается только титул – фараон, царь египетский, без обозначения собственного имени. Например, 3Цар 3.1, 4Цар 17.7, 4Цар 18.1, но иногда присоединяется и последнее, например, «фараон Нехао, царь египетский» (4Цар 23.29), «фараон Вафрий, царь египетский» (Иер 44.30). Значение слова фараон весьма неясно. По словам Иосифа Флавия, оно означает царь, это значение найдено в коптском слове «пуро» или «фуро»; (срав. евр. слово фирах, т.е. князь). Другие относят его к слову Фра или Пра, т.е. солнце, встречаемому в иероглифах. Новейшие египтологи полагают, что это название произошло от слова «пер-аа», т.е. большой дом, обозначающего царскую власть, которое сравнивают с турецким выражением «Высокая Порта», высокие ворота. Много было положено труда, чтобы в длинных списках царей у Малето (См. «Египет») отыскать фараонов, упомянутых в Библии, но в большинстве случаев положительных результатов еще не достигнуто.
Следующие фараоны упоминаются в Библии:
1. Фараон во времена Авраама, который взял себе в жену Сарру, жену Авраама (Быт 12.15). Этого фараона относят к периоду до владычества Гиксов; предполагают, что это – Аментема или Салатис.
2. Фараон во время Иосифа (Быт 37.36, Быт.39–50, Деян 7.10,13), один из Гиксов. Некоторые полагают, что фараон, о котором говорится в Быт 37.36, есть отец того фарона, который возвысил Иосифа.
3. Фараон, который не знал Иосифа, притеснял израильтян и сделал их рабами, изнуряя работою над глиной и кирпичами (Исх 1.8 и дал.). Многие думают, что это был фараон Тотмес 3, который изгнал предыдущую династию Гиксов. Открыт рисунок на могиле той эпохи (около 1740 г. до Р.Хр.), на котором, как предполагают, изображено выделывание кирпичей израильтянами. См. "Кирпич». Более достоверно предположение, согласно которому притеснявший израильский народ фараон был тот же, при котором родился и вырос Моисей (Исх 2.1). Полагают, что это был Рамзес 2 Великий, называемый греками Сезострисом, который известен большими военными походами и великолепными постройками. От его времени остались многочисленные художественные произведения. Он особенно заботился о школах и библиотеках, и соорудил большие постройки в дельте Нила и в древнем городе Танисе, для каковых пользовался трудом живших там израильтян.
4. Фараон, который ожесточил свое сердце при предупреждениях Господа и после посылаемых Им через Моисея и Аарона казней. Этот фараон мучил народ Божий еще более тяжкими работами (Исх 2.23) и упорно отказывался отпустить израильтян из Египта, пока не наступила последняя казнь (когда Ангел Божий убил всех первенцев египетских) и фараон был вынужден отпустить Израиля. Но после этого он погнался за ними и потонул вместе со своим войском в Чермном море (Исх 5–14, Пс 135.15, Рим 9.17). Полагают, что это был Менефта или Мернефта.
5. Отец Бифьи, жены израильтянина Мереда (1Пар 4.18).
6. Фараон, современник Давида, который выдал за идумеянина Адера сестру своей жены (3Цар 11.18).
7. Тесть Соломона (3Цар 3.1), который покорил хананейскии город Газер и отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое (3Цар 9.16).
8. Сусаким, победивший Ровоама (3Цар 11.40, 14.25). См. «Сусаким»
9. Зарай, который напал на Асу (2Пар 14.9). См. "Зарай», 3
10. Сигор, с которым желал заключить союз Осия (4Цар 17.4). См. «Сигор»
12. Фараон Нехао. См. «Нехао»
13. Фараон Вафрий (Иер 44.30), внук или второй наследник Нехао, названный греками Априсом (около 583–570 г. до Р.Хр.), по всей вероятности, тот фараон, который стремился помочь Езекии в войне с Навуходоносором, но ничего не мог сделать, чтобы воспрепятствовать разрушению Иерусалима (Иер 37.5, Иез 17.11). Он был свержен восставшими под предводительством Амазиса египтянами и задушен в Саисе (Ср. Иер 44.30).