Старейшины
Старейшины евр. зкеним. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2Цар 12.17, Иез 27.9, Быт 50.7, Чис 22.7), где образ правления – патриархальный, там старейшина является представителем племени, как, например, еще и теперь у арабов, где верховная власть принадлежит шейху (старцу). Старейшины имели у евреев такое значение, что, как представители народа, они часто упоминаются вместо самого народа (Нав 24.1 и дал., 1Цар 8.4 и дал.). Их власть распространялась на все, что относилось к общему благу. Со временем стали отличать особыми названиями тех, которые были народными представителями, областеначальниками (Втор 31.28, 2Пар 19.11, евр. текст), или служили, как начальствующие лица, отправляющие правосудие в провинциальных городах (Втор 19.12, Руфь 4.9 и дал., 3Цар 21.8). Они удержали свое положение при всех политических переворотах во время судей (Суд. 2.7, 1Цар 4.3); царей (2Цар 17.4); плена (Иер 29.1, Иез 8.1); после плена (1Езд 3.5, Езд 6.7, Езд 10.8); во время Маккавеев (1Мак 7.33, 1Мак 12.6, 2Мак 1.10) и также в евангельское время (Лк 22.66, Деян 22.5). Срав. «Правосудие».
В христианских церквах с самого начала мы находим старейшин (пресвитеров) (Деян 11.30, Деян 21.18, Деян 14.23, Деян 15.2); обязанностью которых, как пастырей и блюстителей (греч. епископы) было печься о духовном благе стада (1Пет 5.2); учить всенародно и по домам (1Фес 5.12, Тит 1.9, 1Тим 5.17); посещать больных братьев и молиться о них (Иак 5.14), принимать странников (1Тим 3.2, Тит 1.8) и являть своей жизнью пример для других (1Пет 5.3). Первая церковь не знала никакого различия между пресвитером и епископом; первые были то же, что и последние, и последние то же, что и первые (Деян 20.17,28). Для того, чтобы быть верным старейшиною, по пастырским посланиям, требовалось вести безукоризненную жизнь, иметь доброе имя также и среди язычников, иметь дар учительства, быть кротким и страннолюбивым, мужем одной жены, хорошо управлять собою и своим домом, а также не быть из новообращенных.