Соломон
Соломон Шломо. Соломон, т.е. мирный или богатый миром, сын Давида от Вирсавии и его наследник, царствовавший, приблизительно, с 1015 до 975 гг. до Р.Хр. (3Цар 1.1 – 3Цар 11.1, 1Пар 29.1, 2Пар 1.1 – 2Пар 9.1). Уже с начала его жизни «Господь возлюбил его» (2Цар 12.24 и дал.), и послал пророка Нафана назвать рожденного именем Иедидиа, то есть друг Божий. Царь Давид поручил Нафану воспитание Соломона. Имя Соломон имело также особенное значение. Давид был человек воинственный и потому Господь сказал ему, когда он пожелал построить дом во имя Господа: «Ты пролил много крови на землю пред лицом Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный. Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его. Он построит дом имени Моему и он будет Мне сыном, а Я ему Отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек» (1Пар 22.8–10). Вследствие замыслов Адонии Соломон в ранних годах, еще при жизни Давида, был помазан на царство (3Цар 1.1, 1Пар 23.1). Сказать же, что он был тогда очень молод, – нельзя, так как он уже имел сына Ровоама, которому в конце 40-летнего царствования Соломона был 41 год (3Цар 14.21). Молодой Соломон казнил смертью опасных для его престола лиц: Адонию, Иоава и Семея (3Цар 2.1). Он женился на дочери египетского царя (3Цар 3.1) и на 4 году своего царствования начал большую работу – постройку храма, которая была окончена 7 лет спустя (3Цар 6.1), после чего храм был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3Цар 8.1). После этого Соломон строил свой дворец в продолжение тринадцати лет. Этот дворец состоял из множества различных роскошных построек, украшенных колоннадами и притворами. На первом плане находился кедровый дом (Ис 22.8), который, как видно, служил арсеналом. Это было трехэтажное здание по 15 комнат в каждом этаже, 50 метров длины, 25 метров ширины и 15 метров вышины и покоившееся на четырех рядах кедровых колонн. Через колонный зал, в 25 м длины и 15 м ширины с особым притвором, проходили в тронный зал, обшитый от пола до потолка панелями из кедрового дерева. Во внутреннем дворе помещались собственные покои Соломона, а также и особый дворец дочери фараона (3Цар 7.1 и дал.). Для управления делами, Соломон разделил царство на 12 областей, независимо от деления на колена. Для защиты от врагов Соломон составил значительное войско с колесницами и всадниками, основал особые гарнизонные города для запасов, а также укрепил Иерусалим и прочие важные в военном отношении пункты. Все оставшиеся коренные жители Ханаана были обложены податью. Свою власть Соломон распространил дальше всех израильских царей, живших до и после него (3Цар 9.1). Его царствование было хотя и коротким, но зато самым цветущим периодом в истории израильского народа: власть израильтян простиралась от Египта на юге до Евфрата на северо-востоке; от моря на западе до пустыни на востоке, «и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3Цар 4.24 и дал.). Из гаваней Чермного моря Соломон посылал свои корабли в далекие экспедиции. Он удивлял свой народ разными диковинами, привозимыми из чужих стран, его купцы продавали сирийским царям лошадей из Египта, со всех сторон привозили ему драгоценности, серебро и золото, так что серебро в Иерусалиме сделалось равноценно простым камням, а кедры, по их множеству, сделались равноценными сикоморам, растущим в низких местах. И царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью (3Цар 10.23). Он был мудрее всех своих современников и его имя было в славе у всех окрестных народов. Он сказал 3000 притчей и составил 1005 песней; он мудро говорил о деревьях, животных, птицах, пресмыкающихся и рыбах (3Цар 4.31 и дал.). И не только царица Савская, посетившая его, чтобы испытать его загадками, удивлялась его мудрости и богатству, и почтила его подарками (3Цар 10.1), но и от всех народов и от царей приходили послушать мудрости Соломона (3Цар 4.34). Относительно его мудрости в 3Цар 3.1 сказано, что он в начале своего царствования, после большого жертвоприношения в Гаве, ночью во сне видел видение: Бог явился ему и предложил ему просить Его, о чем он хочет. Соломон не стал просить себе долгой жизни, богатства или душ своих врагов, но просил себе разума, чтобы уметь судить и управлять. И вот за то, что он просил себе этого, Бог обещал ему: «Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И, если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение» (3Цар 3.12–15). Первое проявление его мудрости описано в случае с двумя женщинами, недавно родившими по ребенку (3Цар 3.16 и дал.). Как пример его богатства приводятся те огромные средства, которыми он располагал; одни только суммы, полученные в виде военной добычи, которые Давид передал Соломону для построения храма, – по 1Пар 22.14, – составляли 100.000 талантов золота, 1.000.000 талантов серебра, «а меди и железу нет веса, потому что их множество». Для той же цели из собственных своих средств Давид оставил 3.000 талантов золота и 7.000 талантов серебра (1Пар 29.4). Подарки, которые царица Савская поднесла Соломону, состояли, между прочим, из 120 талантов золота, не считая других подношений (3Цар 10.10, 2Пар 9.9).
Доход царя Соломона от торговых предприятии с Офиром, по 3Цар 9.28 и 2Пар 8.18, составлял 420 или 450 талантов золота, по 2Пар 9.13, 3Цар 10.14 ежегодный доход Соломона составлял 666 талантов золота. Срав. «Деньги».
Эти цифры наводят на некоторые размышления. Естественно, что для сбора таких огромных податей, несмотря на то, что они обозначались прекрасным названием «подарки» (3Цар 10.25), иногда требовалось принимать серьезные меры. Тяжела также была та повинность, которою Соломон возложил на всего Израиля. Она заключалась в том, что 30.000 человек, попеременно, по 10.000 человек ежемесячно, должны были работать на Ливане (3Цар 5.13,14). После смерти Соломона народное недовольство выразилось в словах, обращенных к его сыну: «Отец твой положил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего» и т.д. (3Цар 12.4), на что тот ответил: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказыавть вас скорпионами» (ст. 11).
Чрезвычайная роскошь в царском дворце, где все сосуды были сделаны из золота (3Цар 10.1), где ежедневно употреблялось в пищу множество провизии (3Цар 4.22), наличие десятков тысяч лошадей (3Цар 4.26), – все это имело дурное влияние. К этой дворцовой раскоши принадлежал также многочисленный гарем; в этом отношении Соломон являлся настоящим восточным властелином. Кроме фараоновой дочери, царь имел многих чужестранных жен: моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок, хеттеянок и т.д.; всего у него было 700 жен и 300 наложниц. В Песн 6.8 говорится о 60 царицах, восьмидесяти наложницах и о девицах без числа. Правила в Втор 17.14–20, воспрещают царю заводить множество лошадей, брать много жен и накоплять во множестве серебро и золото. Мудрейший из царей, преступивший во всем этом закон, поступал как безумец. Чего бы его глаза ни пожелали, он доставал себе (См. Еккл 2.4 и дал.): сады, рощи, пруды, серебро и золото, дань от царей и стран, певцы, певицы и разные музыкальные орудия. Мудрость он имел большую (Еккл 2.9), но как он употреблял ее? Великолепие царствования Соломона, на самом деле, было блестящим бедствием.
Жены развратили сердце Соломона, так что в старости он стал поклоняться иным богам и служить мерзостям, как Астарта и Молох, и поставил им жертвенники. Всем своим чужеземным женам он разрешил поклоняться их богам, приносить им жертвы и каждения. В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, как, например, идумеянина Адера, сириянина Разона и израильтянина Иеровоама, которые причиняли ему много беспокойства; к тому же над царем был произнесен суд, – что царство его, после его смерти, разделится, так что сын его будет царствовать лишь над малой его частью (3Цар 11.9 и дал.).
После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3Цар 11.43).
Блестящий период царствования Соломона в последующие времена разделений и унижений вставал в памяти народа, подобно потерянному раю (2Пар 30.26, срав. Мих 4.4, Зах 9.10 с 3Цар 4.21,25). В честь Соломона его имя соединили с названием некоторых мест. Например, «водоемами Соломона» называются 3 больших выложенных каменными плитами водоемы, которые существуют до сих пор, в расстоянии 1 часа пути к юго-западу от Вифлеема; это название, может быть, намекает на Еккл 2.6. Соломонов притвор, упоминаемый в Новом Завете, был восточной частью колоннады, окружавшей Иерусалимский храм (Ин 10.23, Деян 3.11, Деян 5.12).
Судя по заголовку Пс 126.1, Соломон является его автором. Он также составил не малое количество притчей в книге Притчей Соломоновых. По всей вероятности, он является также автором книг Екклезиаста и Песни Песней.