Слуга
Слуга евр. мешарет. Хотя это слово иногда применяется по отношению к обыкновенным слугам, которые, в сущности, были рабами (Быт 14.14, 1Тим 6.1, см. «Раб»), однако слугами во многих случаях называются также люди, которые служили не по принуждению, а как преданные ученики и друзья. Так, например, Иисус Навин был слугою Моисея (Исх 24.13, Исх 33.11); Елисей – служители Илии (3Цар 19.21, 4Цар 3.11), Иоанн Марк был служителем Павла и Варнавы (Деян 13.5). Павел называет Тихика своим возлюбленным братом и верным служителем (Еф 6.21). Таким образом понятия служитель и друг совпадают; срав. слова Иисуса к ученикам (Ин 15.14, Ин 12.26, Мк 9.35).
Равным образом, и Сам Иисус называл Себя и был слугою (Мф 20.28, Рим 15.8), даже принял образ раба (Флп 2.7); также, и апостолы и свидетели являются служителями Божиими (2Кор 6.4), служителями Христовыми (2Кор 11.23, 1Тим 4.6) и даже Его рабами (Рим 1.1, Флп 1.1).
Особые служители церкви (греч. диаконы) упоминаются в Флп 1.1, в 1Тим 3.8 и дал., имеются для них предписания. Думают, что диаконы занимали особую должность в церкви и были подчинены надзирателям или пресвитерам (старейшинам). Срав. 1Тим 3.13. Возникновение этой должности находят в Деян 6.1, где говорится, что община в Иерусалиме, когда христиане из еллинистов (евреи из языческих стран) жаловались на то, что их вдовицы были пренебрегаемы в ежедневном раздавании милостыни, по предположению апостолов избрала семь верных мужей, возложив на них особенное попечение о бедных и нуждающихся. Вот те семь мужей, которых тогда избрали, о которых молились и которых рукоположили: Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай Антиохиец. Из них Стефан и Филипп также были благовестниками (Деян 7.1, Деян 21.8).
Служение диаконов, которое, как полагают, соответствовало должности габаим в синагоге, было, повидимому, довольно рано поручено женщинам, т.н. диакониссам. Так, например, Фива называется диакониссой Кенхрейской церкви (Рим 16.1). Таковыми, может быть, были также Прискилла, Мариамь, Трифена, Трифоса и Персида, служение которых Павел одобряет.
В Исх 35.25,26,29 упоминается о женщинах, которые с радостью принесли украшения в дар Господу (Ср. 1Цар 2.22).