Скиния
Скиния евр. мишкан. Скиния или шатер (Евр 11.9) – слово, которое преимущественно употреблялось для обозначения той палатки, которую Моисей, по повелению Божию, устроил в пустыне в качестве помещения для богослужений. Эта скиния называется также «скинией откровения» (Исх 38.21) и «скинией собрания», потому что народ собирался вокруг нее для богослужения.
По образцу, указанному Господом Моисею (Исх 25.9,40, Исх 26.30, Деян 7.44, Евр 8.5), скиния была построена в пустыне у Синая под руководством Веселиила и Аголива (Исх 31.2,6, Исх 35.30,34) из драгоценных материалов, большую часть которых народ вынес из Египта (Исх 3.21, Исх 12.35 и дал.); одного только золота было 29 талантов и 730 сиклей, а серебра 100 талантов и 1775 сиклей (Исх 38.24 и дал.), всего, приблизительно, на сумму около 2 миллионов рублей (срав. деньги»). Дары израильтян для скинии были так обильны, что собранного было более, чем нужно (Исх 25.1, Исх 35.1, Исх 36.3 и дал.). Скиния представляла продолговатый прямоугольник, 15 метров длины, 5 м ширины и 5 м вышины (Исх 26.15, Исх 36.20 и дал.). Продольные стороны были обращены на юг и север, вход был с восточной стороны. Продольные и задние стены были сделаны из дерева ситтим, обложенны тонкими листами золота и прикреплении шипами к литым серебрянным подножиям. Наверху они были соединены шестами из того же дерева, обложенными золотом; эти шесты вкладывались в золотые кольца на концах вертикально стоявших брусьев. На восточной стороне не было брусьев, а только пять столбов из дерева ситтим, обложенных золотом, снабженных золотыми крючками и утвержденных на медных подножиях. Составленный таким образом остов покрывали четырьмя различными покрывалами. Первое и самое внутренее состояло из тонкой льняной ткани, искусно вышитой изображениями херувимов с отливом голубого, пурпурного и червленого цвета. Следующие покрытие было из лучшей козьей шерсти, третье из красных бараньих кож и четвертое или верхнее из более грубых и поэтому менее подверженных порче синих кож, см. «Сафьян». На пяти столбах, которые стояли перед входом с восточной стороны, висела богато вышитая завеса шириною в 20 локтей из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и белого виссона (Исх 27.16).
Внутри скиния была разделена на две части четырьмя столбами из дерева ситтим, обложенными золотом, подобно первым, но утвержденными на подножиях из серебра, вместо меди (Исх 26.32, Исх 36.36); на этих столбах висела такая же завеса, как только что упомянутая (Исх 26.31, Исх 36.35, Евр 9.3). Оба внутренние помещения, вероятно, были разделены так, как и в храме: 23 скинии были заняты передним помещением, называемым Святое, а одна треть – задняя – Святое Святых; следовательно, Святое было длиною 10 метров, шириною 5 метров и высотою 5 метров. Святое Святых представляло помещение в форме куба с одинаковой длиной, шириной и высотой в 5 метров. Ни Святое, ни Святое Святых не имели окон, чем объясняется постоянная необходимость в освещении во время богослужения.
Скиния была окружена двором в 50 метров длины и 25 ширины, расположенным с запада на восток и окруженным завесами или полотнищами, повешенными на столбах, обложенных медью в 7,5 м вышины, с перекладинами и крючками из серебра. Эти столбы были утверждены на медных подножиях по 20 на продольных сторонах и по 10 на поперечных (Исх 27.9, Исх 38.9 и дал.). Завесы двора были сделаны из такой белой крученой пряжи, кроме завесы у входа, на восточной стороне, которая была сделана из голубой, червленой и пурпурной шерсти и крученого виссона (Исх 27.16, Исх 38.18). На этом дворе в западном направлении стояла скиния; ближе ко входу – жертвенник всесожжения, а между жертвенником и скинией – умывальник (Исх 40.6,7,29–30).
В скинии находились различные священные предметы. За первой завесой, в Святом, куда было позволено входить только священникам (Евр 9.6), помещались жертвенник курения, стол для хлебов предложения и светильник. Жертвенник курения стоял посредине перед завесою (Исх 30.6, Исх 40.26 и дал.). На северной стороне от жертвенника курения, т.е. направо от входа, стоял стол для хлебов предложения (Исх 26.35, Исх 40.22 и дал.); на южной стороне, т.е. налево – золотой светильник (Исх 26.35, Исх 40.24). За второй завесой, в Святом Святых, куда входил только первосвященник и, притом, однажды в год (Евр 9.7), стоял ковчег завета.
В первый день первого месяца второго года после выхода из Египта Скиния была воздвигнута (Исх 40.17) и вместе со всеми принадлежностями торжественно помазана священным елеем (ст. 9 и дал.), после чего слава Господня в облаке опустилась и наполнила скинию (Исх 40.34). О ее освящении кровью (Евр 9.20) упоминается в Исх 29.36 и дал., Лев.8.15,18. д) Умывальник е) Жертвенник всесожжения
Предназначенная для того, чтобы странствовать с Израилем по пустыне, скиния имела такое устройство, что ее легко было разбирать и носить, и также легко ставить снова. Попечение о ней и ее переноска были доверены левитам. Облачный столп был водителем по пустыне и, когда он поднимался, израильтяне отправлялись в путь (Исх 40.36, Чис 9.17 и дал.); когда столп останавливался, израильтяне воздвигали скинию посреди своих шатров, которые разбивались вокруг нее четырехугольником под различными знаменами колен (Чис 2.1). См. «Лагерь».
После того, как израильтяне осели в стране обетованной, скиния была поставлена в Силоме (Нав 18.1), где она и оставалась во все время Судей (19:51). Изредка о ней упоминается под названием дома Божия (Суд. 18.31), дома Господня (1Цар 1.24, 1Цар 3.15) или храма Господня (1Цар 1.9, 1Цар 3.3). Во время Самуила ковчег был взят оттуда и перенесен в Кириафиарим (1Цар 7.1), а во время Саула скиния стояла в Номве (1Цар 21.1 и дал.). Когда Давид взял ковчег в Иерусалим, то он устроил для него новую скинию (2Цар 6.17, 1Пар 15.1). Давидова скиния упоминается в нескольких местах (2Цар 7.2, 2Цар 12.20, 2Цар 15.25, 3Цар 1.39, 3Цар 2.28); в то же время в царствование Давида и Соломона древняя скиния находилась в Гаваоне, где регулярно приносились жертвоприношения (1Пар 21.29); следовательно, богослужение одновременно совершалось в двух святилищах. Так, например, в 1Пар 16.1 говорится, что Давид приносил жертвы в той скинии, которую он поставил в Иерусалиме, где и совершалось богослужение (ст. 1 и дал.), но также, что он установил жертвоприношение на жертвеннике перед Господом в скинии в Гаваоне (ст. 39 и дал.). В 3Цар 3 рассказывается, что Соломон, принесши жертву в Гаваоне, «где был главный жертвенник», и получивши там откровение от Господа (ст. 4 и дал.), пошел в Иерусалим и совершил жертвоприношение перед ковчегом (ст. 15, срав. 2Пар 1.3 и дал.). Когда был построен храм, Соломон повелел принести старую скинию вместе с ее принадлежностями в Иерусалимский храм (3Цар 8.4, 2Пар 5.5), где все это хранилось, как священное воспоминание, по всей вероятности, до самого разрушения города Навуходоносором.
О символическом значении скинии см. Евр 9.1.