Послания к Тимофею
Послания к Тимофею Среди апостольских посланий в Новом Завете имеются два послания ап. Павла к Тимофею, которые, по всей вероятности, написаны после его первого заключение в Риме.
Первое из них было послано Тимофею в Ефес, некоторое время после отъезда апостола в Македонию (1Тим 1.3). Пять глав этого послания содержат предписания относительно внутреннего порядка в церквах, необходимых качеств для епископов и диаконов; поведения женщин, вдов, слуг и т.д.; указания, касающиеся лжеучителей, а также личные увещевания и советы Тимофею.
Второе послание к Тимофею отличается от первого тем, что оно не содержит никаких наставлений относительно попечения о церквах и т.п.; его 4 главы содержат исключительно сообщения личного характера.
Павел находится в заключении в Риме и «становится жертвой» (2Тим 4.6); многие оставили его (2Тим 4.10,16); он пишет теперь к Тимофею, который находился в Ефесе или вблизи его (2Тим 4.13 о Троаде и ст. 19 о приветствии дому Онисифорову; срав. 2Тим 1.16 и дал.) и умоляет его прийти поскорее к нему в Рим (2Тим 4.9,21). Предвидя свою предстоящую в скором времени мученическую кончину (2Тим 4.7 и дал.), Павел обращается к своему возлюбленному сыну (2Тим 1.2, 2Тим 2.1) с самыми сердечными увещеваниями пребывать в терпении, стойкости и чистоте (2Тим 2.3 и дал.), особенно, имея в виду опасные лжеучения, которые вскоре будут грозить церкви гибелью (2Тим 3.1, 2Тим 4.3); заканчивает свое прощальное послание к Тимофею и общине радостным утверждением, что Господь избавит его от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства (2Тим 4.18).
Два послания Павла к Тимофею и послание к Титу, которое имеет большое сходство с 1-м посланием к Тимофею, получили общее название «пастырских посланий», потому что в них, гл. образом, говорится о служении и ответственности христианского пастыря или учителя церкви. Вопрос о времени их составления зависит от решения вопроса, был ли Павел заключен в Риме один раз или более (срав. «Павел»). Те, кто считают, что было только одно заключения Павла в Риме, относят 1-ое послание к Тимофею и послание к Титу к концу трехлетнего пребывания Павла в Ефесе 54–57 г. по Р.Хр. (Деян 19.8, Деян 20.31), когда он, может быть, совершил не упомянутое в Деяниях путешествие в Македонию и на остров Крит (1Тим 3.1, Тит 1.5). Второе же послание к Тимофею относят к концу его (первого) заключения в Риме (63–64 по Р.Хр,). Если предположить, что Павел был в заключении 2 раза, (что во многих отношениях более правдоподобно), то время написания двух первых посланий совпадает с периодом свободы после 64 г., а второго послания к Тимофею – с периодом заключения (около 67–69 гг.).
Было сделано возражение, что (в последнем случае) слова Павла к ефесским пресвитерам, что они не увидят более его лица (Деян 20.25) опроверглись действительностью, если он все-таки возвратился в Ефес после своего освобождения (1Тим 1.3), но на это, с другой стороны, можно ответить, что Павел так же определенно выражает свою уверенность в том, что он освободится из своего римского заключения и посетит верующих в Филиппах (Флп 1.25 и дал.), что все-таки не сбылось, если предположить только одно его заключение в Риме. Нельзя считать такие выражения Павла за вдохновление свыше. Мы знаем из собственных слов Павла, что он однажды отменил свое решение посетить Коринф, за что противники обвиняли его в легкомыслии (2Кор 1.15 и дал.).