Пиршество
Пиршество устраивалось иногда для того, чтобы почтить своих друзей (2Цар 12.4, Лк 5.29), или же по случаю выдающихся событий в семейной жизни, например, при отнятии от груди ребенка (Быт 21.8), по случаю брака (Быт 29.22) или при других торжественных событиях, например, дня рождения (Мф 4.6), стрижки овец (2Цар 13.23), собирании винограда (Суд. 9.27), похоронах (Иер 16.7) и т.д. В символическом значении пиршество упоминается в Притч 9.2 и дал., Ис 25.6, Мф 22.4. Во время пира, главным образом, пили вино, что вполне понятно в жарком климате, где люди вообще много пьют; это видно уже из самого еврейского названия пиршества миште, т.е. питье. Приглашение передавалось через слуг (Притч 9.3, Мф 22.3); гости приветствовались при входе поцелуем (Лк 7.45). Им омывали ноги и умащали волосы и бороду благовонными мастями (Пс 22.5, Ам 6.6); после чего предлагали место соответственно их положению (1Цар 9.22, Лк 14.8, Мк 12.39). Почетным гостям хозяин давал лучшие куски (1Цар 9.24); иногда вдвое (1Цар 1.5) или впятеро более по сравнению с другими. На семейных пиршествах участвовали также женщины и дети (1Цар 1.4, Ин 12.3). На пиршества во время праздников, установленных Моисеем, приглашались также слуги, служанки, левиты, чужеземцы, вдовы и сироты (Втор 16.11,14). Так и Господь Иисус Христос советует Своим ученикам приглашать на пиры не тех, кто может отплатить таким же приглашением, но нищих и вообще не могущих воздать (Лк 14.12 и дал.). Большая торжественность придавалась пиршеству – музыкой, пением и танцами (Суд. 16.25, Пс 68.13, Лк 15.25). Присутствующие забавлялись тем, что загадывали друг другу загадки (Суд. 14.12 и дал.). Иногда на пирах бывало слишком оживленно, что видно из обличений пророков (Ис 5.12, Ам 6.4) и т.д. Евреям было воспрещено участвовать на жертвенных пиршествах язычников (Исх 34.15). Христианам также воспрещается быть участниками таких пиршеств, которые сопровождаются объедением, пьянством и ссорами с дракой (Рим 13.13, Гал 5.21, 1Пет 4.3).
Устройство пира поручалось специальному лицу, обыкновенно другу семейства, который заботился о доставке пищи, напитков, а так же наблюдал над прислуживающими рабами и т.д. На браке в Кане Галилейской пиршеством заведовал такой же распорядитель (Ин 2.8). Греческое слово в этом месте – архитриклинос – дословно переводится – распорядитель трехместных скамей, от слова архе – распоряжаться и триклинион – трехместная скамья. Это название напоминает о греческом и римском обычае на пиршествах возлежать на скамьях или ложах (каждое для трех или более человек), называемых триклиниями. В более древние времена евреи ели сидя (Быт 43.33, 1Цар 20.25, Пс 127.3), но с течением времени они последовали обычаю персов, халдеев и римлян – возлежать за столом. Этот обычай уже во время Амоса начал распространяться среди изнеженных самарян. В Ам 6.4 говорится о ложах из слоновой кости, или обложенных слоновой костью и покрытых драгоценными коврами или покрывалами. Такими ложами для возлежания за столом были также триклинии, или трехместные скамьи. Они иногда составлялись вместе, так что получалось сплошное ложе вокруг одного стола; такое соединение скамей также называлось триклинием. На такое убранство комнаты для пира, может быть, намекается в Ев. Мк 14.15 словами: «горница устланная». (Ср. Лк 22.12). Гости возлежали таким образом, что левою рукою они опирались на подушку, а ноги были вытянуты. Тому, чье место было с правой стороны, приходилось, следовательно, возлежать у груди (или лона) своего левого соседа. Почетнейшим местом на такой триклинии считалось среднее. Место, ближайшее к хозяину, было почетным и предоставлялось его задушевному другу, отчего и сказано об Иоанне, что он возлежал у груди Иисуса (Ин 13.23, Ин 21.20). Из рассказа о женщине, которая помазала ноги Иисуса в доме Симона, видно, что Господь не сидел за столом, а возлежал; иначе она не могла бы стоять позади у ног Его, обливать их слезами и мазать миром (Лк 7.37).