Эрик Нюстрем (протестант)

Пасха

Пасха т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч. Паска, евр. Песах); (Исх 12.11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх 12.12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх 12.5, срав. 2Пар 35.7); в 14-й день при захождении солнца (Втор 16.6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх 12.8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх 12.4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные. Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исх 12.48). Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исх 12.11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исх 12.1).

Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх 12.14, 24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор 16.2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2Пар 30.16, 2Пар 35.11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Чис 9.6 и дал.; Срав. 2Пар 30.1). Обязанными праздновать Пасху, по Исх 23.17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин.

В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву – каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой – общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх 12.46, Ин 19.36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца – Христа (1Кор 5.7, Срав. 1Кор 10.7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.

Из некоторых мест, как, например, Втор 16.1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2Пар 35.7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (Нав 5.10), во время Иезекии (2Пар 30.1) во время Иосии (4Цар 23.21 и дал., 2Пар 35.1); и, наконец, после возвращения из Вавилона (1Езд 6.19 и дал.).

Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста – той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исх 12.26 и дал. Затем пелись Пс 112.1Пс 113.1, начало «Галлель» – песней хваления, Пс 112.1Пс 117.1, см. Мф 26.30 – и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1Кор 10.16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Пс 114.1 до Пс 117.1, причем отец семейства, после слов в Пс 117.26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119–136 прибавляли пятую чашу.

Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мф 26.26, Лк 15.19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лк 22.17; на пение псалмов в Мф 26.30, Мк 14.26.

Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана (Мк 14.1, Лк 22.1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Втор 16.3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев – в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исх 12.15, Исх 13.6, Чис 28.17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота – день покоя – со священным собранием и прекращением работы (Лев.23.5 и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля (Лев.23.9 и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Втор 16.8, срав. Чис 28.24).

Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у Мк 14.12 первым днем опресноков.

Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху – вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана – день приготовления Пасхи (Ин 19.14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место Ин 18.28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (Ин 19.31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1Кор 15.20).

Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана.

В Исх 12.10 сказано: «оставшееся от него до утра сожгите на огне» и в Исх 35.3 «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Без огня невозможно было исполнить заповедь Исх 12.10. Поэтому можно было, когда 14 Нисана совпадало с пятницей, или есть пасхального агнца раньше, или нарушить заповедь Исх 35.3. Съедая его 13 Нисана, возможно было сжечь оставшееся в пятницу – 14 Нисана. Иисус сделал это, и, по всей вероятности, не только Он, но и весь народ.

Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисина. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в Мф 26.18, Лк 22.15. В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм (Лев.23.10) восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (Ин 12.24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.

ЕВРЕЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Месяцы Специальные дни
Нисан Ияр Сиван Таммуз Ав Елул Тишри Мархесван Хаслев Тебеф Шеват Адар (апрель) (май) (июнь) (июль) (август) (сентябрь) (октябрь) (ноябрь) (декабрь) (январь) (февраль) (март) 14 – Пасха 15 – Опресноки 21 – Конец пасхи 6 – Праздник Пятидесятницы – семь недель после пасхи (Годовщина Синайского Закона) 1–2 – Праздник труб Рош Гащана, начало гражданского года 10 – День искупления 15–21 – Праздник кущей 25 – Праздник света, Посвящение, Ганука 14 – Праздник пурим

Комментарии для сайта Cackle