Аравия, Аравитяне
Аравия известна в Библии под двумя названиями:
а) «земля восточная» (евр. Эрец-Кедем) (Быт 25.6); «Восток» (евр. Кедем; русский перевод – восточный. Быт 10.30, Чис 23.7), и «земля сынов Востока» (Быт 29.1). Ее народ называется «восточным», «сынами Востока» и т.п. (Суд. 7.12, Иез 25.4).
б) «Аравия» от слова араб, т.е. житель пустыни или степной житель (2Пар 9.14, Ис 21.13, Иез 27.21). Эти названия, может быть, не обозначали всей Аравии, но только несколько ее племен, вместе с землей, которую они населяли.
Аравия делится на три части:
1. собственно Аравия,
2. северная Аравия
3. горная (каменистая) Аравия.
Собственно Аравия или Аравийский полуостров находится в юго-западной части Азии, между Персидским заливом и Евфратом на востоке и Чермным морем на западе. На юге эта страна омывается Индийским океаном, а на севере не имеет определенной границы, сливаясь с Сирийской пустыней. Аравия очень обширна: ее протяжение с севера на юг равно 2700 км и с востока на запад 1000 км. Количество населения неопределенно. Внутри полуостров представляет частью возвышенность Неджед, родину знаменитых арабских лошадей, частью раскаленную пустыню, где кочевники пасут свои стада на скудных пастбищах, где вырастает трава после сильных периодических дождей. Между Неджедом и Чермным морем расположена плодородная горная страна Геджас с двумя священными для магометан городами, Меккой и Мединой. Южнее Геджаса расположена прибрежная страна Йемен, богатая водой. Южная береговая полоса Гадрамаут – родина ладана, смирны и бальзама. Самый восточный мыс Аравии, Оман, представляет горную страну с торговым городом Маскатом. Собственно Аравия называлась «счастливой Аравией»; это название произошло от непонимания значения слова Йемен, которое обозначает (землю) направо, в противоположность Шам (земля) налево, т.е. Сирия. Названия эти были даны, вероятно, потому, что арабы, совершая молитвы в Мекке, обращаются лицом к востоку, и тогда Сирия расположена от них налево.
От собственно Аравии надо отличать Аравийскую пустыню, или северную Аравию, являющуюся ее продолжением. Это обширное пространство, расположенное между Галаадом на западе и Евфратом на востоке, населено бедуинами, которые кочуют там таким же образом, как некогда древние измаильтяне и сыны Кидара. Это сухая и очень жаркая песчанная пустыня, где изредка встречается пальма, близ источника с соленоватой водой. Это та Аравия, которую посетил ап. Павел (Гал 1.17).
Наконец Горная Аравия – область на северо-западной границе Аравийского полуострова, заключающая гористый Синайский полуостров и Иудейскую пустыню. Может быть, эта часть Аравии получила название горной (Petraea) от города Петры. См. "Села», 2
Аравия в начале населялась различными племенами, м.б. хамитского или семитского происхождения: потомками Иоктана, Хуша, Авраама со стороны Хеттуры, Измаила, Исава и Лота.
Народы эти не особенно отличались друг от друга и со временем смешались (Быт 10.7, 25.2–15, 27.1, 36.1). Никакие рассказы древних о племенах Аравии не подтверждаются так преданиями самих арабов, как подтверждаются ими рассказы Библии. Потомки Хуша и Иоктана жили в южной части, а измаильтяне, агаряне и идумеяне населяли северную часть Аравии. Конечно, теперь, по прошествии 40 столетий, невозможно различить следы предков многочисленных арабских племен. Все эти племена со своими различными преданиями и обычаями проводят жизнь в постоянной вражде с соседями, но все же составляют единый народ, отличающийся от других народов. Единственное различие между ними то, что одни живут в городах, напр., в южной части Аравии, другие же, так называемые бедуины, ведут кочевой образ жизни, питаясь от своих стад, а иногда грабежом и разбоем. Каждое племя разделено на роды, которые управляются шейхом, или родоначальником.
В древнее время арабы были идолопоклонниками: они поклонялись небесным светилам и разным священным предметам, как, напр., упавшему с неба черному камню в Мекке, вероятно метеору. В настоящее время они номинально – магометане, хотя эта религия имеет на них мало влияния. Отделенные от других народов и по большей части свободные от чужеземного гнета, арабы придерживаются старинных обычаев, исследование которых бросает свет на библейское повествование. Они сохранили в чистоте древний язык и, так как он родственен еврейскому, то является весьма ценным для изучения Ветхого Завета.