Навуходоносор
Навуходоносор вавилонский царь, сын и преемник Навополассара, основателя нововавилонского царства (см. «Нево»), царствовал около 43 лет (приблизительно, 604–561 гг. до Р. Хр.). Значение его имени ясно из клинописей, начертанных на вавилонских кирпичах: Набиув-кудури-узур, т.е. «Нево, сохрани венец!» Будучи еще наследником, он поразил фараона Нехао при Кархамисе, около 606 г. до Р.Хр. (Иер 46.2), после чего начался 70-летний вавилонский плен израильтян. Иерусалим был покорен, царь Иоаким сделался подвластным Вавилону; Даниил и множество иудеев знатного происхождения были отведены в Вавилон (4Цар 24.1, 2Пар 36.6, Дан 1.1). После этого Навуходоносор должен был поспешить в Вавилон для вступления на царство после смерти своего отца (604 г.); тогда же он поместил сосуды Иерусалимского храма в храме своего бога. Когда Иехония, получивший иудейский престол после восстания и смерти Иоакима, поднял новое восстание, Навуходоносор выступил против него и привел Иехонию в Вавилон, а вместо него воцарил Седекию. Когда и этот несколько лет спустя отделился от него, Навуходоносор взял все укрепленные места в Иудее, разрушил Иерусалим (588 г. до Р.Хр.), а Седекию закованным и ослепленным послал в Вавилон (4Цар 25.7, 2Пар 36.1, Иер 52.1). Затем в течение многих лет (13 по Иосифу Флавию) он осаждал укрепленный, город Тир, но, по-видимому, без успеха. Срав. Иез 26.1,7 и дал. с Иез 29.18, где Господь, в награду за неудачные осадные работы при Тире, обещает Навуходоносору воздаяние в Египте. Надписи показывают также, что он, после осады Тира, сделал несколько внезапных набегов на Египет (Ср. Иер 46.1). Библия изображает Навуходоносора, как ревностного идолопоклонника, который все-таки, когда умудренный Богом Даниил объяснил ему значение его сна о большом истукане, признал, что Иегова есть Бог богов (Дан 2.1), и когда три мужа, которые не согласились поклониться сделанному им истукану, остались невредимыми в раскаленной печи, всенародно прославил «Бога Седраха, Мисаха и Авденага» (Дан 3.1). Вавилонские памятники говорят о Навуходоносоре прежде всего, как о строителе роскошных дворцов и храмов для идолослужения, строителе каналов и покровителе земледелия (См. «Вавилон»). В Дан 4.27 говорится, как он, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, в заносчивости сказал: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моею могущества и в славу моего величия»! Далее говорится, как Господь тогда же поразил его болезнью, которая называется ликантропией, особого рода безумием, при котором больной воображает себя животным и поступает, как таковое (стих 30), «и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва, и ногти у него – как у птицы».
Некоторые предполагают, что Берозус намекает на эту болезнь, когда говорит, что Навуходоносор перед концом своего царствования поступал как бесноватый и произносил слова «под действием божественного побуждения». К этому времени относится также часть Вавилонской надписи, в которой Навуходоносор, по-видимому, сам указывает на этот несчастный период своего царствования. Там сказано, между прочим, следующее: «Четыре года (?) моя столица в городе... которая не радовала мое сердце. Во всех моих царствах я не возвысил своей власти; драгоценных сокровищ моего царства я не собирал. В Вавилоне я не возводил никаких построек ни для себя самого, ни для славы моего царства. Не воспел я во славу моего господина и бога Меродаха, радости моего сердца в Вавилоне, городе его величества и столице моего царства, и ничего не положил я на его жертвенник; также не очищал я каналов».
Некоторое время спустя к Навуходоносору вернулся рассудок, и он прославил Всевышнего, Царя Небесного, Который силен смирить ходящих гордо» (Дан 4.34).
Среди многочисленных памятников того времени, которые сохранились до наших дней, упомянем один из самых замечательных, именно, черный камень, или камень с изображением Навуходоносора, который находится теперь в Берлинском музее. Клинопись вокруг изображения гласит следующее: «Меродаху, своему господину, Набиувку дуриузур, царь Вавилонский, повелел при жизни это сделать».