Моисей
Моисей великий пророк и законодатель израильтян, родившийся в Египте, приблизительно в 1570 году до Р.Хр. Его родителями были Амрам, сын Каафа, внук Левия, и Иохаведа, тетка и жена Амрама (Исх 6.20). Он был братом Мариами и Аарона (Чис 26.59) на три года моложе последнего (Исх 7.7). Его история разделяется на три резко разграниченных периода, каждый по сорока лет, а именно: время воспитания его в Египте, время пастушеской жизни, и, наконец, странствования по пустыне (Деян 7.23,30,36). Первый период начинается с его детства, когда мать, не смея далее скрывать красивого трехмесячного ребенка, положила его в корзину, которую поставила посреди тростников у берега Нила (Исх 2.1). Там он был найден дочерью фараона, которая взяла его, усыновила и нарекла имя Моисей (евр. Моше), ибо она сказала: «Я из воды вынула его»; это имя происходит от евр. «Машах», т.е. вынимать (Пс 17.17) или из египетских слов: МО (вода) и УШЕ (спасен), следовательно, спасенный из воды. Благодаря догадливости сестры, Моисей был вскормлен своей матерью; затем он воспитывался при дворе фараона, где и научился всей мудрости египетской и стал могущественным в словах и делах (Деян 7.22).
Второй период начинается с бегства в Мадиам, которое было следствием национальной ревности (убийство египтянина) и извлечения на себя вражды за свою попытку примирить двух евреев (Исх 2.11). Убежав от мщения фараона в Мадиамскую землю, он в течение 40 лет вел образ жизни кочевника. Помощь, оказанная дочерям священника Иофара, открыла ему доступ в его дом: он женился на его дочери Сепфоре; от Сепфоры у него родились два сына, из которых один назван Гирсам, а другой Елиезер (Исх 18.3). Моисей, пася овец у Иофора, познакомился со всеми опасностями пастушеской жизни (Исх 2.15). В одиночестве пустыни, также как и раньше через изучение мудрости египетской, Бог приготовил из него вождя, которым он стал для своего народа в течение третьего периода своей жизни, начавшегося с того дня, когда Бог призвал его из пламенеющего куста на горе Хориве итти и вывести еврейский народ из Египта (Исх 3.1 гл.).
Этот последний период завершается его восхождением на вершину горы Фасги, с которой он увидел великолепные Ханаанские горы и затем умер... К этому последнему периоду принадлежит все то, что мы знаем о его выступлении перед фараоном и его чудесах перед ним (Исх 5.1 и дал.), о первой пасхальной вечере, переходе через Чермное море (гл. 12–14), принятие закона (Исх 19.1 и дал.), установлении богослужения и пр. (Исх 25.1 и дал.). «Он верен во всем дому Моем», так Сам Бог свидетельствует о нем (Чис 12.7) и апостол говорит: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель для засвидетельствования того, что надлежало возвестить» (Евр 3.2,5). Ибо Бог говорил ему устами к устам, явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видел (Чис 12.8). «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил, кто с другом своим» (Исх 33.11). Несмотря на это, ему все-таки не позволено было вступить в землю Ханаанскую за его грех у Меривы (Чис 20.8, Втор 1.37, Втор 3.26). После того, как он привел Израиля к границам обетованной земли, ему лишь с вершины Фасги удалось посмотреть на великолепие Ханаана, чтобы затем умереть в земле Моавитской по слову Господню. «И погребен на долине в земле Моавитской против Беффегора, и никто не знает места погребения его, даже до сего дня» (Втор 34.1). Ему было 120 лет, когда он умер, но зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась (Втор 34.7). Архангел Михаил должен был состязаться с диаволом, споря о Моисеевом теле (Иуд 1.9): оно не стало добычей тления. Прославленный Моисей явился на горе Преображения и беседовал с Мессией (Лк 9.30).
Установления и законы Моисеевы обнаруживают во всем дух свободы, чистоты, изощренного ума, справедливости и кротости, которые мы напрасно бы искали во всей языческой древности. И, главное, они проникнуты любовью к Богу, уважением и послушанием, которые ставятся выше всего прочего. Ими (законами) создавался и развивался характер евреев, так что они из кочующего пастушеского племени стали земледельческим, оседлым народом. Установления Моисея, благодаря Библии и еврейскому народу, оказали свое влияние на весь мир, и, часто, люди, проходившие мимо их буквы, все-таки принимали их дух.
Евреи всегда чтили Моисея, как самого выдающегося в их истории человека и как создателя всех установлений правосудия и религии. Многочисленные места как в Ветхом, так и в Новом Заветах свидетельствуют, насколько имя его жило в памяти еврейского народа. (Ср. Пс 102.7, Пс 104.26, Пс 105.23, Ис 63.12, Иер 15.1, Дан 9.11, Мф 8.4, Лк 24.27, Ин 1.17, Ин 5.45, Ин 9.28, Деян 7.20,37, Евр 3, Евр 11.23). Во всех своих благих начинаниях и поступках он являлся только орудием в руке Всевышнего. Склонный по природе к гневу и нетерпению, его характер, путем Божественного воспитания, стал настолько смиренным, что он называется «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис 12.3). Это свидетельство подтверждается также всем тем, что рассказывают Моисеевы книги о его согрешениях. Многие стороны его жизни замечательно прообразуют Христа в различных отношениях: как Спасителя, Господина и Начальника Своего Народа, носящего его в Своем сердце, ходатайствующего за него (Исх 32.32, Чис 11.2, Чис 12.13), помогающего, учащего и питающего его до самого вступления в страну Обетованную. Все Моисеевы установления указывали на Христа. На святой горе, спустя тысячелетия после его смерти. Моисею дано было вместе с Илией почтить Того Пророка, о Котором он предсказал (Втор 18.18 и дал.): он увидел (чего так желал) ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Втор 3.25), беседовал с Иисусом о самом замечательном предмете: об исходе Его который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк 9.31). Побуждающей силой во внутренней и внешней жизни Моисея (Евр 11.24) была та вера, которая взирала на Невидимого, и соделала то, что он скорей согласился страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение; та вера, которая и теперь привязывает душу ко Христу (Ин 5.46), почему и песнь победителей в Откр 15.3 называется «песнью Моисея, раба Божия, и песнью Агнца». На этого замечательного мужа нам следует смотреть не только как на посредника, законодателя и народного вождя, но и как на пророка, как на человека, проникающего в будущее, поэта и талантливого писателя, ибо во всех этих отношениях он являлся выдающимся человеком. В качестве пророка он говорил о будущем колен Израилевых (Втор 33), о служении Христа, о служении в храме и о правлении царя (Втор 17.18); как поэта, мы узнаем из таких мест, как, напр., песнь, воспетая Моисеем и израильтянами в хвалу Господа после перехода через Чермное море (Исх 14.31, Исх 15.1 и дал.); из воинской песни об Амалике (Исх 17.16) и в речи против игрищ вокруг золотого тельца (Исх 32.18). Он или его ближайшие последователи должны были быть авторами воинских песен, записанных в книге браней Господних» (Чис 21.14, Чис 27.1 и дал.), и песни «наполняйся колодезь» (Чис 21.17 и дал.). Вспомним, наконец, о дивных местах песни Моисея о величии и падении Израиля (Втор 32.1 и дал.) и о благословении, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых перед своей смертью (Втор 33). Моисею приписывается также Пс 89, «Молитва Моисея, человека Божия». Как писателя, мы знаем его по его книгам. Пять книг Моисеевых, которые часто называются одним именем «Пятикнижие», первоначально составляли одно целое, как «закон Моисеев» (1Езд 7.6), книга Моисеева (1Езд 6.18, Неем 13.1) или книга закона Моисеева (Неем 8.1). Евреями она еще теперь называется Тора (закон) или Торат Моше (закон Моисеев). Деление этого сочинения на пять частей является, вероятно, делом греческих переводчиков, так как названия различных книг – не еврейские, а греческие: по-еврейски они обозначаются начальными словами каждой книги. Относительно автора «Пятикнижия» заметим, что, хотя мы на достаточном основании верим, что все главное написано Моисеем по повелению Божию (Исх 17.14, Исх 24.4,7, Исх 34.27, Чис 33.2, Втор 31.24), но это не препятствует предполагать, что Моисей отчасти мог пользоваться древнейшими источниками, что местами незначительные пояснения или замечания были добавлены позже и, наконец, что окончание пятой книги Моисея (о смерти Моисея) было сделано другим автором. (Ср. слова Иисуса в еван. Ин 5.46). Основанием для предположения, что книги Моисея написаны несколькими авторами, считают Езд 9.11, где приводится место из Втор 7.2 и дал. с такими словами: «которые заповеди дал Ты через рабов Твоих пророков». Рукописи Пятикнижия представляют целый свиток, который не разделен на книги, а на большие и меньшие части, называемые «паршиот» и «седарим». Эти «паршиот» разделены так, что вся книга Моисеева (т.е. все 5 книг) в течение года прочитывались в синагогах один раз вместе с соответствующими отрывками из пророков, т.н. хафтарот (См. «Библия»). Содержание также представляет одно целое. Таким образом все Пятикнижие не является сборником отрывков, случайно связанных между собой, но имеет следы планомерности и порядка. См. «Закон Моисея.