Эрик Нюстрем (протестант)

Мессия

Мессия евр. Машиах, т.е. Помазанный – слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис 45.1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев.4.3,5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт 3.15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт 12.3, Быт 18.18, Быт 22.18, срав. Гал 3.16).

Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт 49.10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис 24.17). В Втор 18.15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна – мать Самуила – первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1Цар 2.10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс 88.36,37, 2Цар 23.3), а также первосвященником (Пс 109.4). Срав. Зах 6.12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих 5.2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис 9.6), Иеговой, нашим оправданием (Иер 23.6). Срав. Мал 3.1. См. дал. Дан 9.24, Ис 42.1, Ис 53.1, Ис 61.1, Пс 2.6, Агг 2.7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве.

В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Ин 3.34, Евр 1.9, Деян 4.27) – все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название – Мессия или Христос (Мф 16.16, Мф 26.63, Мк 14.61, Лк 4.17, Ин 1.41, Ин 6.69, Ин 10.36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян 2.16, Деян 3.12 и дал.).

Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2Кор 1.21) помазаны от Святого (1Ин 2.20,27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.

Комментарии для сайта Cackle