Манассия
Манассия Менаше.
1. Старший сын Иосифа, брат Ефрема, вместе с последним усыновлен Иаковом и сделан наследником вместо Иосифа (Быт 41.51, Быт 46.20, Быт 48.1). Манассия, хотя и старший из братьев, все-таки получил меньшее благословение. Старый Израиль по собственной воле переместил руки так, что правая рука легла на голову Ефрема, а не Манассии, вопреки обычаю и желанию Иосифа (Быт 48.13,19).
2. Нечестивый сын набожного Езекии, наследник Иудейского престола, начал царствовать в 12 лет и царствовал в течение 55 лет (около 699–643 гг. до Р.Хр., по иному исчислению 686–641 гг.). По этому последнему исчислению царствование продолжалось только 45 лет, но трудно, согласуясь с другими современными событиями, установить точный срок. В своем бесстыдном идолопоклонстве он пошел дальше всех других царей иудейских: поставил жертвенник Ваалу и Астарте в самом храме; провел своего сына через огонь; гадал и ворожил; завел вызывателей мертвецов и волшебников и довел народ до того, что он стал поступать хуже тех народов, которых Господь истребил перед Израилем, наполнил Иерусалим невинной кровью (4Цар 21.1, 2Пар 33.1). Вторая книга Паралипоменон рассказывает далее, что, в наказание за все это, Господь привел на него военачальников царя ассирийского, которые заковали его в кандалы, сковали его цепями и отвели в Вавилон. В тесноте своей он стал умолять Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих; и Бог приклонился к нему и услышал моление его и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь – есть Бог. После этого он обстраивал и укреплял Иерусалим, низверг идолов и выбросил их из города, восстановил жертвенник Господень и служение истинному Богу. Народ еще приносил жертвы на высотах, но только Господу Богу своему (2Пар 33.11 и дал.). Манассия умер и погребли его в саду при доме его, в саду Уззы, и нет его в царских гробницах (4Цар 21.18, 2Пар 33.20). Истуканы все-таки не были совсем уничтожены, потому что Амон, сын его, нашел их и приносил им жертвы и служил им (2Пар 33.22). Срав. 4Цар 23.12, где сказано, что набожному Иосии вторично пришлось убрать их и совершенно истребить.
Критика сомневалась в точности повествования книги Паралипоменон о плене царя Манассии в Вавилоне и о последующем его восстановлении, но это событие получило неожиданное подтверждение в ассирийских клинописях. В них прочли собственный рассказ ассирийского царя Ассаргаддона о том, что между другими царями на западе, т.е. в Сирии и Филистимской земле, которые должны были признавать его верховную власть, находился также один по имени «Манасси cap Иахуды», т.е. Манассия, царь Иудейский. (Шрадер к 4Цар 21.1).