Левиты
Левиты Левитами в широком смысле слова называются все потомки Левия (Исх 6.25, Нав 3.3 – священники-левиты, Иез 44.15); в узком же значении слова под левитами понимают тех членов колена Левиина, которые не происходили от Аарона (Чис 3.6 и дал.). Вот почему в Библии часто упоминается о священниках и левитах. Левиты вообще, или все колено Левия, были избраны Богом для служения при Его Святилище, как представители первородного от всего народа. После избавления народа от рабства египетского левиты особенно были посвящены на служение Богу (Исх 13.1, Чис 3.12,39). Всех первенцев Израиля при Синае насчитывалось 22 273, а число всех левитов было 22 000. Взамен за 22 000 первенцев были даны 22 000 левитов для служения Богу, и в выкуп за 273 оставшихся первенцев дали по 5 сиклей серебра (Чис 3.39 и дал.); эти 1 365 сиклей были отданы священникам (стих 50 и дал.). Срав. «Первенец».
Левиты (в узком смысле слова) должны были, обыкновенно, помогать священникам в служении при храме (Чис 3.6, Чис 18.2); в пустыне их служение заключалось в заботах о скинии и ее принадлежностях, которые они переносили. Три левитских рода, сыны Гирсоновы, Каафовы и Мерарины переносили скинию (Чис 1.51, Чис 4.1). В храме они должны были сторожить у дверей, смотреть за одеждой, сосудами, светильниками, печь хлебы предложения, носить дрова и воду, славословить Господа музыкой и пением, приготовлять животных для жертв, принимать жертвования от народа и т.д. (См. 1Пар 9.18,23, 2Пар 29.1, 2Пар 30.16, 2Пар 35.1, Неем 13.22, Пс 133.1); кроме того, они должны были «учить весь Израиль» (2Пар 35.3, Срав. 2Пар 30.22, Неем 8.7) и поэтому они жили в разных местах, служа связью между всеми коленами и внедряя в них набожность и страх Божий. Они изучали закон и под наблюдением священников выступали среди народа, как учителя и судьи (2Пар 17.19, 2Пар 19.8 и дал.). Для содержания их была назначена 10-ая часть хлеба, плодов и скота; но из этой же десятины они сами уплачивали десятину священникам; вследствие того, что левиты не владели землей, эта десятина считалась тем «начатком», который народу следовало давать Господу (Чис 18.21 и дал.). Давать десятину левитам не было повелено, но было предоставлено свободной воле всякого из народа; поэтому и встречаются различные напоминания (Втор 12.12,18). Для житья левиты получили 48 городов с принадлежащими к ним полями, пастбищами и садами; из них 13 были даны священникам. Все эти города были расположены около Иерусалима, во владениях прилежащих колен. Шесть из этих левитских городов были назначены убежищем для ненамеренных убийц (Чис 35.1, Нав 20.9). Во время своего служения в храме левиты получали содержание из запасов, находящихся при храме, а также пользовались частью от ежедневных жертв (Втор 12.18). Этим же пользовались добровольно служащие левиты, которые, горя ревностью, постоянно находились при святилище (Втор 18.6). Посвящение левитов с омовением, бритьем, с приношением жертвы очищения и т.д. описывается в Чис 8.5 и далее.
Подобно священникам, левиты делились на очереди или чреды (1Пар 23.1 – 1Пар 26.1). Время их служения продолжалось в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 4.3,23, Чис 8.24 и дал.). По прошествии этих лет им поручалось более легкое служение. Давид позволил им начинать свое служение с 20 лет (1Пар 23.24); также и Езекия (2Пар 31.17). В 1Пар 23.4;5 указаны следующие левитские должности: руководящие делами в доме Господнем – 24 000; наблюдатели (евр. текст) и судьи – 6 000; привратники 4 000; певцы и музыканты 4 000. Различные чреды сменяли друг друга через неделю (2Пар 23.4,8, 2Пар 31.17). После падения Израильского царства, когда Иеровоам назначил жрецов для служения перед поставленными им тельцами и козлами, левиты, жившие в Израильском царстве, переселились во владения колена Иудина и Вениаминова (2Пар 11.13, 2Пар 13.9 и дал.). После Вавилонского плена многие из них возвратились в Иудею (Неем 11.15, Неем 12.1). По Иосифу Флавию, все левиты были освобождены от военной службы; после плена, во время персидского владычества, они были освобождены от всякого рода податей (1Езд 7.24). В Новом Завете о них говорится редко (Лк 10.32, Ин 1.19, Деян 4.36).