Книга пророка Исайи
Книга пророка Исайи евр. сефер Ишаягу. Книга пророка Исайи разделяется на две главные части:
1. главы 1–35
2. главы 40–66, которые отделяются несколькими историческими записями (главы 36–39). После вступления (главы 1–5), рисующего тогдашнее состояние Израиля, а также его прошлое после того, как пророк в 6 главе рассказал о своем видении славы Господа и поручении, данном Богом ему, следуют (в главах 7–35) различные предсказания об Иуде, Израиле и также о языческих племенах: вавилонянах, ассирийцах, филистимлянах и прочих. В этих главах также, наряду с обличениями, даются утешительные обещания народу Господню и новое подтверждение спасения Израиля. Пророческая часть (главы 36–39) – повествует о нападении Сеннахирима и его поражении, болезни Езекии, его чудесном выздоровлении и продлении его жизни. Последняя часть (главы 40–66) говорит об избавлении от вавилонян, а также о том конечном избавлении, которого ожидает на земле сражающаяся и страдающая Божия Церковь. С особенной ясностью пророк говорит здесь о предтече Иисуса, как «гласе вопиющего в пустыне», о безумии идолослужения, о Слуге Господа, к Которому благоволит душа Бога; об Агнце Божьем, на Которого возложены все наши грехи; о благодати, дарованной во Христе и о субботстве, которое остается для народа Божия (главы 40; 44; 45; 49; 53; 55; 62–65).
Из многих мест в первой части этой книги видим, что пророк уже тогда имел в виду великую евангельскую истину. Он, например, говорит об Еммануиле, о народе, который увидит великий свет, об Отрасли от корня Иессеева, на Котором будет почивать Дух Господень, о плодах праведности и приятности цветущей пустыни, благодаря дарованной Богом милости, и т.д. (главы 7; 9; 11; 32; 35). Пророчества Исайи действовали сильно на современников и потомство; это видно из того, что следующие за ним пророки многое заимствовали от него. Иеремия знаком с книгой пророка Исайи, что видно из многих мест в его книге. Срав. следующие места:
Иеремия Исайя Иер 5.25 Ис 59.1,2 Иер 13.16 Ис 59.9–11 Иер 25.31,33 Ис 66.16 Иер 48.18 Ис 47.1 Иер 51.48 Ис 44.23
Иезекииль также был знаком с книгой пророка Исайи. Срав. Иез 23.40 и дал. с Ис 57.7 и дал.; также Софония (Соф 2.15), который почти дословно передает Ис 47.8; и Аввакум (Авв 2.18 и дал.) напоминает Ис 44.9 и дал. Как ясно Дух Господень говорил через этого пророка о страдании и славе Христа (1Пет 1.11)! Вот почему авторы Нов. Завета много черпали из этого источника. Если обратим внимание на 53 главу Исайи, то заметим, что почти каждый стих из нее приведен в Нов. Завете и часто даже в нескольких местах. Сравни следующие:
Ис 53.1 – Ин 12.38, Рим 10.16. Ис 53.3 – Мк 9.12. Ис 53.4 – Мф 8.17. Ис 53.5 – Рим 4.25, 1Пет 2.24. Ис 53.6 – 1Пет 2.25, Мф 9.36. Ис 53.7 – Ин 19.9, Деян 8.32. Ис 53.8 – Деян 8.33. Ис 53.9 – 1Пет 2.22. Ис 53.12 – Мк 15.28, Лк 22.37.
По языку и строению речи книга пророка Исайи признается лучшей из ветхозаветных писаний. У него нет однообразия: соответственно содержанию он дает и окраску стилю – лирическую, элегическую или ораторскую; вместе с тем соблюдена равномерность, которая придает его сочинению величественную красоту.