Книга пророка Иеремии
Книга пророка Иеремии евр. сефер Ермия. Кн. пророка Иеремии, вторая из, т.н., книг «больших пророков», содержит в гл. 1–45 пророчества, высказанные в разное время, большей частью, против иудеев и Иерусалима, в связи с событиями из собственной жизни Иеремии; далее, в гл. 46–51 содержатся пророчества о других народах: египтянах, филистимлянах, моавитянах, аммонитянах, жителей Едома, о Дамаске, Хедаре, Хацоре, Еламе, Вавилоне и, наконец, в гл. 52 приложение о разрушении Иерусалима, – тот же рассказ, что и в 4Цар 25.1. Нередко Иеремия пользовался предсказаниями предыдущих пророков, например, срав. Иер 48 с Ис 15.1 и Ис 16.1 (о Моаве) и Иер 49.7 и дал. с Авд 1.1 – Авд 1.9 (о Едоме), если только, разумеется, не Авдий позаимствовал у Иеремии. Особенно срав. Иер 48.45 с Чис 24.17. Часто он повторяет ряд своих прежних изречений, но более распространенно: срав. Иер 8.10 и дал. с Иер 6.13 и дал.; Иер 30.23 и дал. с Иер 23.19 и дал.; Иер 33.25 с Иер 31.35; Иер 50.40 и дал. с Иер 49.18 и дал. Рядом с описаниями грехов народа и наказаний за них, у Иеремии встречаются светлые проблески, которые ведут нас далеко ко временам воссоздания (23; 32; 33). Он первый в Ветх. Завете ясными словами говорит о Новом Завете (Иер 31.31 и дал.), что впоследствии приводится в Евр 8.8, Евр 10.16 и дал. Он ясно пророчествует об окончании Вавилонского пленения через 70 лет (Иер 25.12, Иер 29.10 и дал.). Также для языческих народов: Моава, Аммона и Едома, после угроз суда встречаем слова благодати (Иер 48.47, Иер 49.6,39). Пророчества в этой книге помещены не вполне в хронологическом порядке. Одна из попыток систематизировать их предлагается здесь: 1. Пророчества во время царствования Иосии: гл. 1–12. 2. Пророчества во время царствования Иокима: гл. 13–20; 22; 23; 25; 26; 35; 36; 45–48; 49:1–33. 3. Пророчества о Иоакиме: гл. 22–24 и дал. 4. Пророчества во время царствования Седекии: гл. 21,24; 27–34; 37–39; Иер 49.34 и дал.; 50; 51. 5. Пророчества во время Годолии и в Египте: гл. 40–44.