под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЯГВЕ

Ягве есть имя, к-рое *Бог дал Самому Себе. Это не единственный способ, к-рым Он Себя открывает: даже за пределами Израиля ч-к может достичь истинного Бога, узнаваемого и в таком имени как Эл Элион (Всевышний), встречающемся в этой форме в религии соседних народов. Но имя Ягве значит нечто большее: Бог произносит первый, в форме, избранной Им Самим, это имя, повторяемое Его народом в молитве и культе, и Он Сам объясняет его значение (Исх 3, 13–15; 34, 6 сл.). Он делает это при обстоятельствах и во время, к-рые проливают свет одновременно на таинственную глубину этого имени и на *спасение, приносимое Им. Тогда как явления Эл патриархам происходят в стране, где они живут, в форме простой и близкой, Ягве открывается *Моисею в дикой пустынной местности и в тяжелых условиях изгнания, в устрашающем облике *огня. Но Он именно Бог, К-рый видит и слышит беду своего народа, когда он находится в бездне несчастья и греха (3, 7), и прощает вину и беззаконие, ибо Он «Бог человеколюбивый и милосердный» (34, 6 сл.).

1. Имя и его происхождение. – В самой Библии происхождение имени Божия предполагает значительно более сложный процесс, чем тот, к-рый представлен схематически в Исх. 3. Согласно ряду текстов, Ягве руководил Своим творением с начала существования ч-ства и давал Себя познавать все более определенно роду патриархов. Таков взгляд историка–ягвиста, к-рый священническая история подтверждает и дополняет (Быт 4, 26; 9, 26; 12, 8…; Исх 6, 3). Согласно другому взгляду, окончательное оформление религии Израиля относится ко времени Моисея и происходит одновременно с откр. имени Ягве. Этот взгляд лежит в основе священнического предания (6, 2–8); он опирается на рассказ элогиста (3, 13–15) и находит своего рода подтверждение в рассказе ягвиста (33, 19). Историки нового времени естественно пытались установить предысторию этого имени, которое врядь ли появилось сразу без всякой связи с каким–либо предыдущим опытом. Действительно, в родословной Моисея его матери дается теофорное имя Йокебед или Йо, в к-ром Йо может быть эквивалентом Йау и представлять имя Божие, в сочетании с корнем КБД, выражающим *славу. В Вавилоне, примерно в период патриархов, та же форма Йау обозначает в именах также теофорных, Бога, призываемого носителем данного имени. Йо происходит вероятно от местоименной формы и означает «мой». «Мой» это имя, к-рое верный дает богу, берущему на себя заботу о нем. Этот бог, тайну к-рого хранят, настаивая в то же время на связи, соединяющей его с его служителем, имеет много общего с Богом Авраама, некоторые черты, характеризующиеЯгве. Совершенно нормален постепенный переход от Йо к Йау, сокращенной и общепринятой форме имени Божия (Иеремия = Йирмеиаху = Ягве зиждет).

2. Значение имени. – Эпизод откр. *Имени Моисею содержит по крайней мере одно новое истолкование древнего слова и, вероятно, его материальное преобразование. Устанавливается связь между именем Ягве и первым лицом глагола хавах/хайах; эхиех, «Я есмь». На Божие «Я есмь» ч-к отвечает «Он есть» или «Он дает бытие». Трудно сказать, является ли йахвех причинной формой, более нормальной с грамматической точки зрения, или просто архаической формой, что больше соответствовало бы ритму повествования. Во всяком случае, несомненно, что имя Божие уже не есть только местоимение, к-рым ч-к обозначает своего Бога, ни существительное, к-рое помещает его среди других существ, ни прилагательное, определяющее его указанием на характерную черту. Оно воспринимается как глагол; оно – отклик на устах ч‑ка того *Слова, к-рым Бог определяет Себя.

Слова это одновременно и отказ, и дар. Отказ вместиться в ч-ские категории: ехиех ашер ехиех – «Я есмь, Кто Я есмь» (Исх 3, 14); дар Своего присутствия: ехиех иммах – «Я с тобой» (3, 12). Глагол хайах имеет динамический смысл: он обозначает гораздо более, чем нейтральный факт существования: некое событие, некое существование всегда присутствующее и действенное (по–лат adesse, а не просто esse).

3. Дальнейшее развитие. – Имя Ягве часто ассоциируется с наименованием Саваоф, к-рое по–видимому не изначально, а возникло, вероятно, в святилище Силома (см 1Цар 1, 3) и особым обр. связано с *ковчегом Завета (ср 1Цар 4, 4). Смысл слова Саваоф неясен: быть может воинства Израиля; вероятнее – мир *небес и *светил. Этот мир был для древних миром живых, а для языч. религий – миром богов. По представлениям Израиля, единый Бог располагает всеми силами мира; если в слове йахвех ощущается причинный смысл, Он дает им существовать. Но возможно также, что Саваоф есть особое наименование, аналогичное аккадским cловам, оканчивающимся на ату и обозначающим функцию: Ягве – воин (?).

Когда в промежуточную эпоху – после Плена и до Христа – из уважения более формалистического, чем у древних Израильтян, но также, чтобы избежать языч. профанаций, Иудеи перестали произносить имя Ягве, они продолжали писать четыре согласные свящ. тетраграммы ИХВХ, но перемежали их гласными имени, к-рое они произносили вместо Ягве – Адонаи, *Господь. Эти гласные а–о–а (в транскрипции е–о–а) привели к форме Иегова, совершенно искусственной, встречающейся в старых русских и иностранных переводах. Перевод LXX – κύριος – соответствует евр. Адонаи. Хотя за этими эквивалентами и этими переводами имя Ягве фактически исчезло, Его личность была слишком реальной и независимой от всех возможных имен, чтобы это могло на ней отразиться. И в *Иисусе Христе Бог дает Себя познать не через имя, а через Того, Кто «выше всякого имени» (Флп 2, 9).

JG

– > Бог ВЗ – война ВЗ I 1, II 1 – Господь ВЗ – Иисус – Откровение ВЗ II 2 – отцы и Отец III 3 – присутствие Божие ВЗ I – светила 2 – слава III – Слово Божие ВЗ II 1 б – сотворение ВЗ I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle