под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЧРЕСЛА, ВНУТРЕННОСТЬ

Этот термин часто передает физическую мощь ч‑ка (3Цар 12, 10), его силу рождать, и обозначает область поясницы, бедер или местонахождение функций деторождения (2Цар 7, 12; Пс 131, 11; Евр 7, 5, 10). Он обозначает также местонахождение или источник страстей, тайных помыслов, чувств (Пс 71, 21; Откр 2, 23). Отсюда происходят два вида значений; одно – это призыв к действию, другое – это напоминание о власти Господней над тайниками нашей души.

1. В области поясницы сосредоточена крепость ч‑ка. Подобно тому как, собираясь в путь или на бой, препоясывали одежду или препоясывались вретищем (Быт 37, 34; 3Цар 20, 31; Мф 3, 4) или мечом (2Цар 20, 8), так и при служении Богу следовало препоясывать чресла. Совершив этот жест, Иудеи приготовились к Исходу (Исх 12, 11), Иеремия – к борьбе (Иер 1, 17); добродетельная жена «препоясывает силою чресла свои» (Притч 31, 17). У Мессии: «препоясание чресл Его – правда и препоясание бедр Его – истина» (Ис 11, 5). У учеников Иисуса должны быть «чресла препоясаны и Светильники горящи» (Лк 12, 35). Хр–нин призывается к бою «препоясавши чресла истиною и облекшись в броню праведности» (Еф 6, 14). А Ап. Петр заключает: «препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать…» (1Петр 1, 13).

2. В чреслах, в смысле внутренних органов, возникают глубинные психофизиологические реакции: там рождаются тайные замыслы, распаляются бурные страсти. У учителя, когда его ученик хорошо говорит, «внутренности радуются» (Притч 23, 16). Они трепещут при виде отступничества (1 Макк 2, 24), они могут быть рассечены испытанием (Иов 16, 13). Тот, Кто «устроил внутренности» ч‑ка (Пс 138, 13), может через них научить и вразумить совесть молящегося (Пс 15, 7). Внутренность, обычно связанная с *сердцем, обозначает ту область, к-рая ускользает от ч-ского взгляда и отличается от того, что доступно пониманию. Только Бог «испытует сердца и утробы» (Пс 7, 10; Иер 11, 20), Иисус так же знает, «что в ч-ке» (Ин 2, 25). Один Бог проникает в сущность ч‑ка. Как Иеремия, пророк внутренней жизни, так и псалмопевец, не боятся быть испытуемыми взором Божиим: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс 25, 2; Иер 17, 10; 20, 12). Они знают, что в отличие от их врагов, «внутренняя их» выражает то же, что их уста (Иер 12, 2 сл.). Бог слышит слова, но Он и «свидетель внутренних чувств и истинный зритель сердца» (Прем 1, 6). Оттого на литургии обращаются к Богу с молитвой: «Испытывай, Господи, внутренняя моя и сердце мое огнем Духа Святого».

RF

– > сердце I 2 – совесть 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle