под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЧИСТОТА, ЧИСТЫЙ

Чистота есть состояние, требуемое для приближения ко всему священному. Эта концепция свойственна всем древним религиям. Хотя понятие Ч. может дополнительно заключать в себе нравственные качества, противоположные сладострастию, оно, тем не менее, обеспечивается не моральными актами, а ритуальными обрядами. Ч. утрачивается при известных материальных прикосновениях, независимо от всякой моральной ответственности. Обычно происходит углубление этой первичной концепции – в разных направлениях – соответственно различным сферам мышления. Согласно библ. вере, все сотворено «добро зело» и понятие Ч. постепенно переходит в область внутренней жизни, в нравственный план, пока наконец Христос не укажет единый ее источник в Его Слове и Его Жертве.

ВЗ

1. В жизни святой общины. – Ч., не будучи непосредственно связана с нравственностью, есть необходимое, определенное законом, условие для участия в *культе и даже в повседневной жизни св. общины. Это сложное понятие, развитое в особенности в Лев 11–16, проходит через весь ВЗ.

Культовая Ч. включает в себя физическую чистоту: удаление от всего нечистого (испражнения: Втор 23, 13 слл), больного (*проказа: Лев 13–14; 4Цар 7, 3), или разложившегося (трупы: Числ 19, 11–14; 4Цар 23, 13 сл.). Однако разделение *животных на Ч. и нечистых (Лев 11), часто заимствованное из примитивных запретов («табу»), не может быть объяснено исключительно соображениями гигиены.

Она представляется также как средство защиты от язычества. В Ханаане, оскверненном присутствием язычников, военная добыча обрекается на уничтожение (*анафема) (Ис Нав 6, 24 слл), и даже на плодах этой земли лежит запрещение: в течение трех лет нельзя собирать урожай (Лев 19, 23 слл). Нек–рые животные, как, напр., свиньи, считаются нечистыми (Лев 11, 7), возможно потому, что язычники употребляли свиную кровь (см Ис 66, 3) в своем культе.

Ч. упорядочивает употребление всего, что *свято. Все, что относится к культу, должно быть безупречно Ч. и приближаться к нему следует строго определенным образом (Лев 21; 22; 1Цар 21, 5). Однако нужно сказать, что одинаково запрещалось прикасаться как к свящ., так и к нечистому, как будто и в том и в другом заключалась некая грозная и заражающая сила (Исх 29, 37; Числ 19). Такой силой является и все, что связано с *половой жизнью, к-рая сама по себе рассматривалась как источник благословения, как нечто священное; может быть именно поэтому всякого рода сексуальные отправления, даже совершенно нормальные с нравственной точки зрения, считались оскверняющими (Лев 12 и 15).

2. Очистительные обряды. – По большей части нечистота, если она не исчезает сама по себе (Лев 11, 24 сл.), удаляется омовением тела или одежды (Исх 19, 10; Лев 17, 15 слл), искупительными жертвами (Лев 12, 6) и в день *Умилостивления праздника очищения по преимуществу – изгнанием в пустыню козла, символически несущего на себе нечистоту и даже грехи всего народа (Лев 16).

3. Благоговение к общине. – На основе этого еще весьма материального понимания Ч. возникает идея, что *ч-к представляет собою такое единство, при к-ром *тело и *душа абсолютно неразделимы и следовательно все религиозные действия, сколь духовны они бы ни были, могут осуществляться, только будучи воплощенными. В общине, посвященной Богу и желающей стать выше своего естественного состояния, не едят без разбора, не прикасаются к чему попало и не расходуют как вздумается силы деторождения. Эти многочисленные ограничения, быть может произвольные в начале, имеют двойное действие. Они предохраняют монотеистическую веру от всякого осквернения со стороны окружающей языческой среды. Кроме того, будучи приняты из послушания Богу, они создавали подлинную нравственную дисциплину. Т. обр. постепенно открывались и духовные требования Бога.

1. Пророки постоянно провозглашают, что ни омовения, ни *жертвы не имеют ценности сами по себе, если они не способствуют очищению внутреннему (Ис 1, 15 слл; 29, 13; см Ос 6, 6; Ам 4, 1–5; Иер 7, 21 слл). Культовое понимание Ч. не исчезает (Ис 52, 11), но подлинная нечистота, оскверняющая ч‑ка, открывается в самом своем источнике – в *грехе; осквернения, о к-рых говорится в Законе, являют лишь его внешний образ (Иез 36, 17 сл.). Осквернение же от нечистоты, свойственной ч-ской сущности вообще, может очистить только один Бог (Ис 6, 5 слл). Полное очищение *уст, *сердца, всего существа входит в мессианские обетования: «Я окроплю вас чистою водою – и вы очиститесь от всех скверн ваших» (Иез 36, 25 сл.; см Соф 3, 9; Ис 35, 8; 52, 2).

2. У мудрецов условия для того, чтобы быть угодным Богу, определяются чистотой рук, сердца, чела, молитвы (Иов 11, 4, 14 сл.; 16, 17; 22, 30), т. е. безукоризненным моральным поведением. Мудрецы сознают коренную нечистоту ч‑ка перед Богом (Притч 20, 9; Иов 9, 30 сл.), по причине к-рой самонадеянно почитать себя Ч. (Иов 4, 17). Однако они стремятся к нравственному углублению понятия Ч. и начинают подчеркивать необходимость Ч. в частности в половом плане. Сарра сохранила свою Ч. (Тов 3, 14), тогда как язычники предаются позорному осквернению (Прем 14, 24).

3. У псалмопевцев в культовом плане все больше утверждается забота о Ч. нравственной. Любовь Божия обращается к чистым сердцам (Пс 72, 1). Доступ к святилищу дается только ч-ку с чистыми руками, не знающими греха, и чистым сердцем (Пс 23, 4), и Бог вознаграждает Ч. руки того, кто поступает по *правде (Пс 17, 21, 25). Но так как один только Бог может даровать эту Ч., то Ему возносят моления об очищении сердца. Пятидесятый псалом показывает нравственный результат очищения, к-рого псалмопевец ожидает только от Бога: «Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня… Окропи меня иссопом, и буду чист…» (Пс 50, 4, 9). Более того, принимая наследие Иезекииля (Иез 36, 25 сл.) и увенчивая традицию ВЗ, он восклицает: «Сердце Ч. сотвори во мне, Боже» (Пс 50, 12). И эта молитва уже настолько духовна, что верующий НЗ может принять ее всецело.

НЗ

1. Обрядовая Ч. продолжает соблюдаться в иудаизме эпохи Иисуса; законнический формализм начинает преобладать над духом Закона, усугубляя материальные условия Ч.: частые омовения (Мк 7. 3 сл.), тщательное очищение (Мф 23, 25), избегание контакта с грешниками, ибо они считаются распространителями нечистоты (Мк 2, 15 слл), пометка гробниц, чтобы не оскверниться по недосмотру (Мф 23, 27).

2. Иисус предписывает придерживаться нек–рых правил законнической Ч. (Мк 1, 43 сл.), и Он как будто осуждает сначала только преувеличения, добавленные к Закону (Мк 7, 6–13). Однако затем Он провозглашает, что подлинная Ч. есть Ч. внутренняя (Мк 7, 14–23 п): «Ничто, входящее в ч‑ка извне, не может осквернить его: ибо извнутри, из сердца ч‑ка исходят злые помыслы». Именно в таком смысле можно называть бесов «духами нечистыми» (Мк 1, 23; Лк 9, 42). Это освобождающее учение Иисуса было настолько новым, что ученики далеко не сразу могли его усвоить.

3. Иисус близок тем, кто предается Ему со всей *простотой веры и любви, с Ч. сердцем (Мф 5, 8). Чтобы *узреть Бога, чтобы предстать пред Ним уже не в Иерусалимском храме, но в Его *Царстве, недостаточно одной только моральной чистоты. Необходимо действенное присутствие Господа в жизни ч‑ка, и только тогда он становится совершенно Ч. Иисус говорит Своим Апостолам: «Вы уже очищены через слово, к-рое Я проповедовал вам» (Ин 15, 3). И еще яснее: «Омытому нужно только ноги омыть, потому что чист весь…» (Ин 13, 10).

1. Преодоление разделения между чистым и нечистым.

– Иудеохристианские общины продолжают соблюдать очистительные обряды. Нужно было сверхприродное откр., чтобы из слов Христа Петр мог сделать следующий тройной вывод: нет больше нечистой *пищи (Деян 10, 15; 11, 9), даже необрезанные не являются больше нечистыми (10, 28), отныне *верой Бог очищает сердца язычников (15, 9). Павел, со своей стороны, укрепленный учением Иисуса (см Мк 7), дерзновенно заявляет, что для хр–на «нет ничего в себе самом нечистого» (Рим 14, 14). Так как домостроительство древнего Закона уже отошло в прошлое, то соблюдения обрядовой чистоты становятся «немощными вещественными началами», от к-рых нас освободил Христос (Гал 4, 3, 9; Кол 2, 16–23). «Никто да не осуждает вас за пищу или питье, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол 2, 16 сл.), ибо Его воскресшее тело есть начаток нового мира.

2. Своей вседейственной *жертвой Христос заменил те обряды, к-рые были бессильны очистить душу ч‑ка (Евр 9; 10). Кровь Иисуса очищает от всякого греха (1Ин 1, 7, 9), и мы уповаем занять свое место среди тех, кто «убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр 7, 14). Это полное очищение актуализируется обрядом *крещения, к-рое получает свою действенную силу от *крестной смерти Иисуса: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною…» (Еф 5, 25 сл.). В то время как соблюдение прежних уставов достигало лишь чисто внешнего очищения, *вода *крещения освобождает нас от всякой скверны, приобщая нас к Иисусу Христу воскресшему (1Петр 3, 21 сл.). Мы вполне очищаемся упованием на Бога, К-рый через Христа сделал нас Своими детьми (1Ин 3, 3).

3. Переход из плана обрядового в план духовного спасения выражен особенно в 1 Кор., где Павел призывает хр–ан отречься в жизни от «старой закваски» и заменить ее «опресноками чистоты и истины» (1Кор 5, 8; см Иак 4, 8). Итак, хр–нин должен очиститься от всякой скверны телесной и духовной, чтобы завершить т. обр. дело своего освящения (2Кор 7, 1). Нравственный аспект этой Ч. еще больше развивается в пастырских посланиях. «Для чистых все чисто» (Тит 1, 15), ибо отныне только расположение глубин обновленных сердец имеет значение перед Богом (см 1Тим 4, 4). Хр–ская любовь бьет ключем из чистого сердца, из чистой совести и из нелицемерной веры (1Тим 1, 5; см 5, 22). Сам Павел благодарит Господа, служа Ему с чистой совестью (2Тим 1, 3). И он хочет также, чтобы и у его учеников были чистые сердца, в к-рых рождаются правда, вера, любовь и мир (2Тим 2, 22; см 1Тим 3, 9).

Хр–нин может вести себя безупречно с нравственной точки зрения именно потому, что он посвящен Богу новым поклонением в Духе: то, что противостоит нечистоте – это святость (1Фес 4, 7 сл.; Рим 6, 19). Нравственная чистота, уже восхваляемая в ВЗ, по–прежнему остается в силе (Флп 4, 8), но ее ценность лишь в том, что она ведет к встрече со Христом в последний день День Его Пришествия (Флп 1, 10).

LS

– > белый 2 – воды – грех III 3 – голубь 1 – девство – жертва ВЗ II 2 НЗ II 2 – животные II 2 – пол II – испытание ВЗ I 2 – крещение – Мария II 2 – огонь – освобождение II 3 – остаток – пища I III – проказа – простой 2 – прощение – святой – священство ВЗ 2 – сердце II – совершенство ВЗ 2 – совесть 2 б, 3 – соль – умилостивление 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle