под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЧЕЛОВЕК

В статьях о *душе, *сердце, *плоти, *теле и *духе уже даны основные элементы библ. антропологии. Согласно этой синтетической концепции, столь отличной от обычных представлений нашего времени о теле и душе как о двух составных частях Ч‑ка, в любом из своих многоразличных аспектов выражается весь Ч-к. Он – и душа, поскольку его одушевляет дух жизни; он – и плоть, поскольку он бренен; он – и дух, ибо он обозначает открытость Богу. И, наконец, Он – тело, ибо оно выражает его во вне. К этому первому различию между двумя мировоззрениями прибавляется и другое, еще более глубокое. В перспективе греч. философии речь идет об анализе Ч‑ка как микрокосма, в к-ром объединяются два мира, духовный и материальный. Библия же рассматривает Ч‑ка только по отношению к Богу, *образом К-рого он является. Вместо того, чтобы замкнуться в природном ограниченном мире, она открывает горизонты просторам истории, где протагонист – Сам Бог, создавший Ч‑ка и для его искупления Сам ставший Ч-ком. Антропология, уже связанная с теологией, становится неотделимой от христология Различное поведение людей в ходе истории можно обобщить в двух категориях: грешника и нового Ч‑ка. В этих категориях актуализируются два образа: Адама и *Отрока Ягве, открывающиеся в избранные моменты истории и завершаемые Иисусом Христом. Подлинный образ живого Ч‑ка, следовательно, не Адам, но Иисус Христос; не тот, кто произошел из земли, но Тот, Кто сошел с небес. Точнее, это Иисус Христос, прообразуемый в Адаме, небесный Адам, начертанный в земном.

1. Земной Адам. – В Быт. 2 говорится не только об истории Ч‑ка, но и об истории всего Ч-ства, на что указывает имя *Адам, к-рое значит – Ч. В семитском понимании родоначальник племени уже заключает в себе всех потомков, «происшедших от чресл его», в нем как бы реально выражаются все его потомки, уже все они в нем потенциально заключены. Это то, что можно назвать «коллективной личностью». В Быт. 2 Ч-к показан в лице Адама в трех своих основных отношениях: к Богу, к земле, к своим братьям.

а) Человек и его Творец. – Адам не есть ни падший бог, ни частица духа, упавшая с неба; он есть свободная тварь, находящаяся в непрестанном и существенно необходимом общении с Богом. На это указывает его происхождение. Он взят из земли, он ею не ограничивается, его существование зависит от *духа жизни, к-рый вдыхает в него Бог. Тогда он становится *душой живой, т. е. одновременно и существом личным, и существом, зависящим от Бога. «Религия» не дополняет его ч-скую природу, уже сложившуюся, но с самого начала она органически включена в ее структуру. Говорить о Ч-ке, не связывая его с Богом, бессмысленно.

К Своему дыханию, к-рым создается Ч-к, Бог прибавляет Слово, и это первое Слово имеет форму запрета: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в к-рый ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2, 16 сл). Т. обр. Ч-к в течение своего существования продолжает быть связанным со своим Творцом *послушанием Его воле. Эта заповедь кажется ему запретом, ограничением. Но в сущности она ему необходима для самоосуществления. Она помогает Ч-ку понять, что он не Бог, что он зависит от Бога, от К-рого он получает жизнь – это дыхание, безотчетным для него обр. оживотворяющее его. Ч-к соединен с Творцом отношением жизненной и первичной зависимости, к-рую его *свобода должна выразить послушанием. Этот закон, написанный в сердце Ч‑ка (Рим 2, 14 сл.), есть совесть, посредством которой Бог Живый беседует со Своим творением.

б) Человек перед вселенной. – Бог помещает Ч‑ка в мир, сотворенный хорошим и прекрасным (Быт 2, 9), чтобы возделывать землю и беречь ее как Его управляющий. Бог хочет, чтобы Ч-к проявил свою власть над *животными, давая им имена (2, 19 сл.; см 1, 28 сл.); Он указывает этим, что природу должно не обожествлять, а господствовать над нею, подчинять ее. Обязанность трудиться на земле не заменяет долга послушания Богу, но постоянно с ней связана. Первое повествование о сотворении в специфической форме об этом свидетельствует: седьмой день, день *покоя, отмечает меру ч-ской работы, ибо *дело рук ч-ских должно выражать дело Творца.

в) Человек в обществе. – Ч. есть существо общественное по самой своей природе (см *плоть), а не в силу внешней заповеди. Основное различие *полов одновременно и образ и источник общественной жизни, основанное не на силе, а на любви. Бог предусматривает эти отношения как взаимную поддержку. И Адам, узнавая в женщине, данной ему Богом, выражение самого себя, готов на опасное преодоление своего «я», что и есть *любовь. Всякий контакт с ближним как бы воспроизводит этот первичный идеал; Сам Бог, выражая смысл Союза, заключенного со Своим народом, пользуется образом *брака.

Мужчина и женщина не имеют *одежды. Они «наги и не стыдятся». Это – знаменательная черта: социальные отношения еще ничем не омрачены, ибо *общение с Богом было еще полнотой, осиянной славой Господней. Оттого Ч-к не страшится Бога. Он в полном мире с Тем, Кто запросто гуляет по Своему саду. Взаимопонимание объединяет Адама с его подругой, с животными и со всем творением.

г) По образу Божию. – Священническое повествование (Быт 1) вкратце излагает утверждение ягвиста, указывая, что сотворение Ч‑ка является венцом творения, и отмечая цель Бога: «Сотворим Ч‑ка по образу Нашему, по подобию Нашему… Плодитесь и размножайтесь… наполняйте землю и обладайте ею, владычествуйте… над всякими животными» (Быт 1, 26 слл). Созданный по *образу Божию, Ч-к может беседовать с Богом. Он не Бог, его жизнь зависит от Бога, и отношения между Богом и им подобны отношениям между отцом и сыном (см Быт 5, 3) с той разницей, что образ не может существовать независимо от Того, Кого он должен выражать, как указывает выражение вдохнул «дыхание» (Быт 2, 7) в повествовании о сотворении. Ч-к исполняет свою роль образа в двух своих главных проявлениях: как образ божественного *отцовства Ч-к должен «размножаться», чтобы заполнить землю, как образ божественного *господства Ч-к должен покорить землю и владычествовать над ней. Ч-к господин земли, он как бы присутствие Божие на земле.

2. Небесный Адам. – Таков замысел Божий. Но он осуществляется вполне только в Иисусе Христе, Сыне Божием. Христос наследует атрибуты *Премудрости Божией, «*отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7, 26). Адам был создан по образу Божию, но только Христос есть «образ Бога» (2Кор 4, 4; см Евр 1, 3). И Павел поясняет: Он «есть образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле Все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит. И Он есть Глава Тела, Церкви …» (Кол 1, 15–18). Здесь мы видим опять определенно три облика Адама, но они перенесены в высший план.

а) Сын перед Отцом. – Тот, о Ком говорит Павел, есть Сын, образ Божий (Кол 1, 13). Он не только видимый образ Бога невидимого, но и *Сын, вечно соединенный с Отцом. Он говорит Сам о Себе: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего… не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.» (Ин 5, 19 сл,30; см 4, 34). Иисус во всей полноте осуществляет то, чем должен был быть Адам, т. е. существом, находящимся в постоянной сыновней зависимости от Бога. Видящий Его видит Отца (14, 9).

б) Христос и вселенная. – Ч-к совершает дело рук своих; Иисус творит дело Отца: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5, 17). Под Его взором все творение оживотворяется и становится образом Царства Небесного. И как в повествовании о сотворении мира все устроено для Ч‑ка, так здесь «все создано для Него». Его господство простирается не только на животных, но и на все творение.

в) Христос и человечество. – Он есть, наконец, «Глава Тела». Это прежде всего значит, что Он – Тот, Кто дает жизнь, «последний Адам» (1Кор 15, 45), Тот небесный Адам, чей образ следует носить (15, 49). Он глава семьи, т. е. *Церкви – совершенного ч-ского общества. Больше того, Он есть объединяющее начало общества, состоящего из людей (Еф 1, 10).

Итак, Адам обретает смысл своего бытия и своего существования только в Иисусе Христе, Сыне Божием, К-рый вочеловечился «дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4 сл.).

Идеал, поставленный при сотворении мира* к-рый нужно всегда иметь в виду, больше не может быть достигнут и не может быть поставлен как непосредственная цель. Отныне Ч-к должен идти от искаженного образа, т. е. образа грешника, к идеальному образу Раба Божия. Таковы новые условия, в к-рых протекает жизнь конкретного Ч‑ка.

1. Адам греховный. – Целью автора Быт. 3 было не нарисовать картину поражения, а возвестить *победу после борьбы. Прежде чем объявить о том изменении, к-рое затронет ч‑ка в его тройном измерении, Бог вселяет ему в сердце надежду: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3, 15). Это прото-Евангелие смягчает последующие грозные возвещения и дает Ч-ку упование на конечное торжество Бога.

а) Разделения ч-ской семьи. – Первое, что сознает греховный Адам, это свою наготу (Быт 3, 7, 11). То, что до тех пор было только символом, становится разделением: на вопрос Бога Адам обвиняет жену и отмежевывается от нее (Быт 3, 12). Тогда Бог возвещает им, что их единство расторгнуто: их отношения будут подвластны силам инстинкта, вожделению, стремлению к господству. Плод их *любви будет им даваться только ценою мук деторождения (3, 16). Следующие главы Бытия показывают, как это разделение первой четы отражается в дальнейшем на всех общественных связях. На Каине и Авеле, враждующих братьях (Быт 4), на людях, к-рые перестали понимать друг друга в Вавилоне (Быт 11, 1–9). Свящ. История соткана из *разделений, постоянных *войн между Израильским народом и языч. народами, между членами самого Израильского *народа, между бедным и богатым. Но обетование победы пребывает, как луч света во мраке. И пророки непрестанно возвещают приход «Князя Мира», К-рый примирит людей между собой (Ис 9, 6 сл.).

б) Враждебный человеку мир. – Вследствие греха Адама земля отныне проклята. Ч-к должен есть свой хлеб уже не как дарованный землею плод, но лишь после тяжелых усилий, в поте лица своего (Быт 3, 17 сл.). Творение против своей воли было подчинено суете (Рим 8, 20) и вместо того, чтобы подчиниться добровольно, оно восстает против Ч‑ка. Конечно и при других обстоятельствах земля могла бы сотрясаться и приносить терние. Но этот терновник и эти *бедствия означают теперь не только то, что мир бренен, но также, что Ч-к грешен. Тем не менее пророки возвещают *райское состояние (Ис 11, 6–9), открывая этим, в какой степени в Ч-ке живуча его природа, какой она вышла из рук своего Создателя: надежда не утрачена (Рим 8, 20).

в) Человек, преданный смерти. – «Ты прах и в прах возвратишься» (Быт 3, 19). Вместо того, чтобы принять жизнь как божественный дар, Адам захотел сам распоряжаться своей жизнью и стать богом, вкусив плод от *древа. Этим непослушанием Ч-к нарушил связь с источником жизни. Без этого нарушения смерть была бы только простым переходом к Богу. Теперь она не только естественное явление: став роковой, она означает *наказание, вечную смерть. Символом этого является также изгнание из рая. Ч-к, отвергнувший внутренний закон присутствия Бога в нем (теономию), предоставлен самому себе, своей обманчивой автономии. Последующая история повествует о ряде неудач, постигших того, кто, мечтая стать равным Богу, стал всего лишь смертным существом. Однако мечта о полноте жизни не исчезает. Бог снова открывает дорогу к *древу жизни (Притч 3, 18; 11, 30): Свой *3 акон, Свою *Премудрость – плодотворные источники изобилия для того, кто их проводит в жизнь. Но отныне этот Закон кажется Ч-ку внешним (гетерономия), потому что он покинул его сердце.

г) Раздвоение *совести. – Этот Закон, к-рый указывает, где спасение, не имея возможности его дать, углубляет в Ч-ке внутреннее разделение, и смертоносное и спасительное. На смену Адаму, соединенному с Творцом общением с Ним, приходит Адам, к-рый бежит от самого себя, убегая от Бога. Он прячется от Того, Кто Его призывает (Быт 3, 10). Этот страх, искаженный образ подлинного *страха Божия, заразителен. Он означает раздвоение *совести.

Только существо, внутренне собранное, может понять и преодолеть этот тайный разрыв: это выразил Павел, просвещенный Духом Св. В посл. к Рим. он описывает ч-ское «я», отданное во власть греха и пребывающее без Духа, столь ему необходимого. Подобно обезглавленному, остающемуся живым, Ч-к чувствует себя растерянным: «…я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим 7, 14 сл.). Сохраняя в глубине души влечение к Закону Божию, Ч-к, к-рый дал Греху утвердиться в себе, видит, как *плоть проявляет свой плотский ум (Кол 2, 18), ожесточает его сердце (Еф 4, 18), мучит его *тело до такой степени, что заставляет совершать дурные *поступки (Рим 8, 13). И Ч-ку кажется, что он бесповоротно идет к смерти. Но это не так, ибо всякая живая вера может освободить грешника от порабощения плотью. Но до этого исповедания веры грешник остается в состоянии отчуждения. Ему не достает принципа единства и персонализации, а именно Духа. Устами Павла он призывает Спасителя тем воплем, к-рый звучит на протяжении всего ВЗ: «Бедный я Ч-к! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7, 24).

Этим воплем грешник заканчивает свой путь: отказавшись принять жизнь как дар и убедившись, что ему не удалось овладеть ею собственными силами, он обращается в конце концов к Тому, от Кого приходит *благодать. И вот он снова в исходном положении всякой твари, но диалог, к-рый теперь возобновляется, есть диалог грешника со своим Спасителем.

2. Раб–Отрок Божий. – Этого Спасителя, возвещенного Исаией в образе *Отрока Божия, Павел признал вслед за первоначальной хр–ской общиной. В час пасхальной победы хр–не обратились не к грандиозным представлениям о *Мессии–Царе или к образу прославленного Сына Человеческого. Они нуждались не в сверхчеловеке, но в Ч-ке, К-рый берет на Себя и несет грех мира.

а) Верный Богу вплоть до смерти. – Благоволение Божие на Его Отроке, и Бог говорит устами Исаии: «Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис 42, 1 слл). Когда кажется, что силы Его иссякли и все Его усилия были тщетны, Отрок Божий все же знает, что Бог продолжает прославлять Его (49, 4 сл.). Он послушен, как ученик, чье ухо Господь пробуждает каждое утро. Он не противится, когда Его оскорбляют, ибо Его *упование на Бога остается непоколебимым (50, 4–7). И когда пришло время жертвы, «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец безгласен» (53, 7). Вполне принимая волю Бога, К-рый возлагает на Него «грех многих», Он «предает душу Свою на смерть» (53, 12). Таков верный Отрок Божий, последний *остаток ч-ства, К-рый Своим *послушанием возобновляет прерванную Адамом связь и, приняв смерть, утверждает абсолютный характер этой связи.

б) Муж Скорбей. – Греховный Адам чувствовал себя угнетенным заботами и *страданием, Отрок же Божий «взял на себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис 53, 3 сл.). Более того, Тот, Кто должен был господствовать над живыми тварями, Сам уподобился им, будучи обезображен «паче всякого Ч‑ка» (52, 14). Он – «червь, а не Ч-к» (Пс 21, 7).

в) Перед обществом. – Все отворачиваются от Отрока Божия, «презренного и умаленного перед людьми» (Ис 53, 3). Его современникам, ужаснувшимся при виде Его, кажется, что Он потерпел поражение (52, 14). Но Бог через Своего пророка дает им понять и исповедать, что эта жертва содержит искупительную и спасительную силу. «Он изъязвлен был за наши грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелены» (53, 5). В Муже скорбей пророк прозревал заступника, молящегося за грешников, и жертву, к-рая «оправдает многих» (53, 11). Вследствие смерти Отрока Божия Адам может признать себя побежденным силой греха; и в то время, когда он перестает полагаться на свою личную правоту, начинает действовать спасение. Дело Божие становится действенным только через предельное страдание Ч‑ка, оставленного людьми. Поистине, жизнь не есть результат вожделения, но вечно новый плод дара по *благодати.

г) Отрок Божий – Иисус Христос. – Пророчество об Отроке Божием лежит в основе многих первохристианских гимнов. Они резюмируют жизнь Иисуса как некий диптих, представляющий обездоленность и величие Ч‑ка: его уничижение и возвеличение (Флп 2, 6–11; Евр 1, 3; Рим 1, 3 сл и т. д.). Тот, Кто в продолжении всей жизни поступал только по воле Отца, не только не утверждал Себя ревниво на месте, приравнивающем Его к Богу, но принял образ раба; став т. обр. подобным людям, Он еще больше уничижил Себя, приняв смерть, и смерть крестную. Проявив совершенное послушание, Иисус поступил как подлинный Адам: Он принял полное Одиночество, чтобы стать Родоначальником нового народа, вечным источником жизни. На Него, облеченного в насмешку в царское одеяние, Пилат указывал на Лифостротоне: «Се Человек» (Ин 19, 5); таков путь *славы. Ч-к в этом образе, искаженном его грехом, должен увидеть и узнать Сына Божия, К-рого Бог «сделал грехом, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (греч 2Кор 5, 21).

Греховный Адам не может стать полностью таким, каким он есть по праву – «по образу Божию», – если он заново не преобразится по образу не только Слова, но и Христа Распятого, Победителя смерти. Прерогативы Ч‑ка, зафиксированные во 2-ой главе Быт., снова обретаются в применении к личности Христа.

1. Послушание веры в Иисуса Христа. – Ч-к должен отныне обращать свое послушание и почитание не непосредственно к Богу, не к Закону, милосердно данному грешнику, но к Тому, Кто пришел принять образ ч-ский (см Рим 10, 5–13). Единственное дело, к-рое должен совершать Ч-к, это веровать в Того, Кого послал Бог (Ин 6, 29). «Ибо един Бог, един *посредник между Богом и Ч-ками, Ч-к Христос Иисус» (1Тим 2, 5). Един Отец, к К-рому приводятся верующие, чтобы иметь через Сына жизнь в изобилии и навеки.

2. Первенство Христа. – Иисус дает жизнь от Отца, ибо Он есть «начало, Первенец из мертвых… благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая *полнота и чтобы через Него *примирить с Собою все, умиротворив Кровью Креста Его …» (греч Кол 1, 18 слл). Разделения, от к-рых страдает греховное ч-ство, известны, но отныне они преодолеваются и рассматриваются в отношении к *новому Ч-ку, соответственно новому измерению Ч‑ка во Христе: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28). Различие полов стало конфликтом. Раскол в семье расширился в социальные и расовые разделения. Обретя вновь свое единство во Христе, Ч-к может управлять ситуациями ч-ской жизни: *свобода или *рабство, *брак или *девственность (1Кор 7), в каждом положении есть свой смысл и своя ценность во Христе Иисусе.

Смешение *языков, символизировавшее разделение и *рассеяние людей, преодолено речью Духа, даруемой непрестанно Христом, и эта любовь выражается посредством различных харизм во славу Отца.

3. Новый Человек – есть прежде всего Сам Христос (Еф 2, 15), но также и всякий верующий в Господа Иисуса. Жизнь хр–нина уже не поражение, претерпеваемое от порабощения *плотью, но непрестанно одерживаемая победа *духа над плотью (Гал 5. 16–25; Рим 8, 5–13). *Тело хр–нина, соединенное с Тем, Кто принял «тело плоти» (Кол 1, 22), мертво греху (Рим 8, 10), будучи причастным в *крещении к смерти Христовой (Рим 6, 5 сл.). Его тело уничижения станет телом славы (Флп 3, 21), «духовным телом» (1Кор 15, 44). Его ум обновлен, преображен (Рим 12, 2; Еф 4, 23). Он может судить (Рим 14, 5) в свете Духа, опыт к-рого он разумно выражает: не имеет ли он ум Христов (1Кор 2, 16)? Хотя Ч-к уже больше не обыкновенный смертный, ибо вера заронила в его сердце зерно бессмертия, в нем должен все же непрестанно умирать «ветхий человек» в единении с Иисусом Христом, умершим однажды за всех; у него *новая жизнь. Так «мы все, открытым лицом, как в зеркале, отражая славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (см греч 2Кор 3, 18). Новый Ч-к должен все время совершенствоваться, проникаясь лишь образом Христовым. Через искаженный образ ветхого Ч‑ка все яснее проступает сияющий образ нового Ч‑ка, Иисуса Христа, Господа нашего. И так Ч-к «обновляется по образу Создавшего его» (Кол 3, 10).

4. Наконец, *тварь, подпавшая против воли под власть суеты и до сего дня стенающая с нами в муках деторождения, тоже хранит *надежду на освобождение от рабства тления, чтобы обрести *свободу славы детей Божиих. Хотя труд еще остается мучительным вследствие греха, все же тяжесть его компенсируется надеждой на преображение в день конечной славы (Рим 8, 18–30). Когда же истребится последний враг – смерть, Сын предаст Царство Богу и Отцу, и тогда Бог будет все во всех (1Кор 15, 24–28).

XLD

– > Адам – Бог ВЗ III 5 – брак – дела ВЗ II – добро и зло I 3 – дух – душа – женщина – животные – пол I – земля ВЗ I, НЗ II 3 – Иисус Христос ΙΙ 1 в – испытание ВЗ II – мир – мудрость ВЗ II 2 – новый III 3 – образ – одежда – одиночество I – ответственность – плоть – сотворение ВЗ II 1, 2; IV – Сын Человеческий ВЗ I – труд – Сын Божий НЗ II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle