под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЧАС/СРОК

В Библии история разделяется на эпохи, месяцы, дни и Ч. Но слова «время», «день» и «час» часто перерастают это хронологическое значение и выражают смысл религиозный. Подобно выражениям: *время посещения Ягве или *День спасения, слово «час» служит для обозначения решающих этапов в осуществлении *3амысла Божия.

1. Эсхатологический час. – В евр. апокалиптике, где коренилась уверенность в близости последних времен – времен *полноты, время для ожидаемого прихода Божия разделяется на дни и Ч. Когда приближается конец, каждое мгновение считается. Даниил сообщает, что его видение относится к концу времен, что «последние дни *гнева» настанут в конце определенного времени (Дан 8, 17, 19), ибо подходит время «до срока» (11, 35). Предстоит решительный Ч., Ч. совершения суда и поражения *Врага (11, 40, 45; см Откр 18, 10, 17, 19). Так же и в апокрифической книге Еноха считаются Ч., в к-рые пастыри Иуды сменяют друг друга.

Именно в такой атмосфере Иисус возвещает Ч. * конечного торжества Сына Ч-ского. Ч., совершенно неизвестный людям, есть Ч. *Суда (Мф 24, 36, 44, 50 п; Ин 5, 25, 28), Ч. *жатвы (Откр 14, 15 слл). Таким же непредвиденным будет и Ч. разных *посещений, к-рые возвестят последний Ч.: испытания общие (Откр 3, 10) или частные (9, 15). Верующий должен быть готов к этому Ч., точному, хотя неопределенному (Мф 25, 13). Он знает, впрочем, что Ч. близок и даже уже настал в некотором смысле (Ин 4, 23); Ч. близится (5, 25, 28). Это «последний Ч.» (1Ин 2, 18), Ч. действенного бодрствования (Рим 13, 11), но также и Ч. совершенного *культа в тесном общении с Отцом через Духа (Ин 4, 23).

2. Мессианский час. – На деле, но не таким явным обр., Ч. приходит вместе с Иисусом: Ч. возвещения Царства (м. б. Ин 2, 4), в особенности же Ч. Его Страстей и Его славы, к-рые приводят к своему завершению развитие спасительного Замысла Божия.

Синоптики определяют это простым и торжественным выражением: «Вот, приблизился Ч.» и т. д. (Мф 26, 45 п). Это относится не столько к определенному отрезку времени, сколько к совокупности его действий в высшей фазе, подобно тому Ч., когда женщина испытывает муки, возвещающие появление новой жизни (Ин 16, 21). Это Ч. страдания, при приближении к-рого возникает жестокая внутренняя борьба (Мк 14, 35). Ибо это также и Ч. *врага и кажущейся победы тьмы (Лк 22, 53). Но это в неизмеримо большей мере Ч. Бога, назначенный только Им Одним и пережитый Иисусом согласно воле Отца. Иисус, пришедший на землю для исполнения этой *воли, принимает этот Ч., несмотря на *страх, к-рый Он испытывает (Ин 12, 27). Но это также и Ч. Его *славы (12, 23) и полноты Его спасительного дела (12, 24).

Согласно Иоанну, Сам Иисус однажды назвал этот Ч.: «Мой Ч.» (2, 4), настолько Его воля слита с волей Отца. Никто, даже Матерь Иисуса, не может нарушить Замысла Божия и просить о чуде, без того чтобы Иисус не напомнил о пришествии Своего Ч. (чтобы его утвердить или отрицать, согласно различным мнениям критиков). Иисус проводит Свою чудотворную и пророческую деятельность, сообразуясь со Своим Ч. О «Ч. Христа» евангелист говорит лишь в общих чертах. Все попытки захватить или побить камнями Иисуса напрасны, пока не пришел Его Ч. (7, 30; 8, 20): ч-ские попытки разбиваются об это божественное предопределение. Но, когда настает Ч. Его перейти от мира сего к Отцу (13, 1), Ч. любви, дошедшей до своего предела, Господь идет добровольно на смерть, господствуя над событиями, подобно первосвященнику, совершающему обряд богослужения (см 14, 29 сл.; 17, 1).

Так, за сменой событий, кажущихся бессвязными, скрывается та цель, куда все направляется и к-рая будет достигнута в свое время, в свой день, в свой Ч. Ч. этого продвижения к цели сосчитаны хронометрически, как это делается теперь в планах экономических и политических. Среди этих Ч. есть мучительные, как, напр., те, когда Иисус был оставлен Своими учениками (Ин 16, 32), но все Ч. ведут к славе, к славе Второго Пришествия прославленного Господа. И все Ч. самой своей точностью свидетельствуют о *3 амысле Божием, ведущем историю (Деян 1, 7).

RM

– > время НЗ 11 – День Господень – замысел Божий НЗ I 1 – посещение


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle