под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ФАРИСЕИ

Евр. секта Ф. (евр. перушим: «отделенные») насчитывала во времена Христа около шести тысяч членов. Она, как и секта Есеев, по всей вероятности, восходит к Ассидеям (евр. хасидим: «благочестивые»), к-рые во времена Маккавеев ожесточенно боролись против языч. влияния (1 Макк 2, 42). К ней принадлежали книжники и учители Закона, а также некоторые священники. Секта состояла из религиозных братств, целью к-рых было поддерживать верность Закону и религиозное рвение своих членов.

1. Причины конфликта с Иисусом. – С исторической точки зрения можно считать, что ответственность за смерть Иисуса лежит прежде всего на священнической касте и на саддукеях. В повествованиях о Страстях Господних Ф. не упоминаются (кроме Ин 18, 3). По–видимому многие Ф. искали контакта с Иисусом и даже приглашали Его разделить их трапезу (Лк 7, 36; 11, 37; 14, 1); некоторые из них открыто защищали (Лк 13, 31; Ин 7, 50) как Его Самого, так впоследствии и Его учеников (Деян 5, 34; 23, 9); некоторые видели в Иисусе Христе совершителя евр. веры (15, 5; ср Евр 12, 2), как, напр., Павел, самый известный представитель Ф., уверовавших во Христа (Деян 26, 5; Флп 3, 5). Однако многие Ф. яростно противостояли Иисусу и Его учению. Именно это противостояние Ф., а не политический оппортунизм священнической верхушки, представлял главный интерес для евангелистов: в нем наиболее ярко выражался конфликт между иудаизмом и христианством.

Чтобы не судить «по–фарисейски» о Ф. той эпохи, следует принять во внимание, что их крайности проистекают из их достоинств. Иисус высоко ставит их *рвение (Мф 23, 15), их стремление к совершенству и *чистоте (5, 20). Павел подчеркивает их стремление тщательно соблюдать Закон. Их приверженность к живым неписанным традициям достойна уважения. Но некоторые из них, опираясь на свое знание Закона, преступают заповеди Божии ради своего ч-ского предания (Мф 15, 1–20) и презирают людей невежественных во имя своей праведности (Лк 18, 11 сл.). Они препятствуют всякому общению с грешниками и мытарями, сводя безмерность любви Божией к своей ограниченной мере. Они полагают даже, что их благочестивое поведение дает им особые права на Бога (Мф 20, 1–15; Лк 15, 25–30). Однако, согласно Павлу (Рим 2, 17–24), они не в состоянии осуществлять этот идеал в жизни и оказываются «*лицемерами», «окрашенными гробами» (Мф 23, 27). В Евангелиях этот законнический мир представлен довольно обобщенно на основании поведения отдельных лиц, хотя можно заметить, что евангелисты имеют в виду не столько индивидуальные случаи, сколько поведение всех тех, к-рые слепы ко всякому свету, непривычному им, и заставляют себя видеть в Иисусе самозванца или союзника бесов.

2. Фарисейство. – Тот факт, что слово Ф. употреблялось в полемическом контексте является причиной его неправильного применения, совсем несоответствующего духу хр–ства. Когда оно употребляется в пренебрежительном смысле, чтобы клеймить поведение людей с «закрытой душой», то фарисейство, так понимаемое, не имеет ничего общего с принадлежностью к иудейской секте Ф.: речь идет о духе, противоположном духу Евангелия. В IV Еван, дается несколько типичных примеров слепоты Ф. (Ин 8, 13; 9, 13, 40), причем они обычно отождествляются там с *Иудеями. Т. обр. значение конфликта с Иисусом становится метаисторическим. Фарисейством можно назвать образ мышления и поведения ч‑ка, носящего личину праведности, дабы этим скрыть отсутствие ее в душе своей, не признающего себя *грешником и потому не внимающего зову Божию, втискивающего любовь к Богу в узкие рамки своей религиозной учености.

С такого рода умонастроением, к-рое встречалось в первохристианстве у иудео–христиан, имел столкновения Павел (Деян 15, 5): иудео–христиане стремились привить евр. религиозную обрядность обратившимся язычникам и этим распространить иго Закона на тех, кто был *освобожден смертью Христа. Фарисейством является также у хр–нина презрительное отношение к Иудею как к «отломленной ветви» (Рим 11, 18 слл). Фарисейство угрожает хр–ству в той мере, в какой хр–ство умаляется, сводясь к законническому соблюдению правил, и не признает безграничности благодати.

JCan & XLD

– > воздаяние III 2 – гордыня 1, 3 – Закон Б III 5, В I 1 – Иудей – лицемер – неверие II 1 – нечестивый НЗ 1 – рвение II 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle