под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

УЧЕНИК

У. это тот, кто по собственной воле выбирает себе учителя и разделяет его взгляды. Это слово, почти отсутствующее в ВЗ, часто употребляется в позднем иудаизме (евр «талмид»), завершая одну из библ. традиций. Оно также находится в НЗ (греч «μαθητής»), но с тем особым значением, к-рое ему дает Иисус.

ВЗ

1. Ученики пророков и мудрецов Израиля. – Время от времени указывается, напр., что некий Елисей присоединился к Илии (3Цар 19, 19 слл) или же, что несколько преданных У. окружают Исаию, запечатлевая в сердцах его свидетельство и откровение (Ис 8, 16). Чаще говорится об У. Мудрых, к-рые называют их своими «сыновьями» (Притч 1, 8, 10; 2, 1; 3, 1) и к-рым они преподают традиционные поучения. Но ни пророки, ни Мудр. никогда бы не осмелились заменить своим *учением *Слово Божие. Именно на нем одном, а не на предании от учителя к У., основан Завет–Союз.

2. Ученики Божии. – *Слово Божие – источник всей премудрости; поэтому идеал заключается не Ъ приверженности к какому–либо земному учителю, но в том, чтобы стать У. Самого Бога. Так, сама олицетворенная *Премудрость Божия призывает людей *слушать ее и учиться у нее (Притч 1, 20; 8, 4 слл, 32 сл.). Наконец, эсхатологические предсказания возвещают, что в конце времен Сам Бог станет Учителем сердец, им больше не будут нужны земные учители (Иер 31, 31–34), но все станут «учениками Ягве» (Ис 54, 13). И Сам *Отрок Ягве, призванный, однако, возвещать суды Божии (Ис 42, 1, 4), каждое утро преклоняет ухо к поучениям и обретает язык мудрых (Ис 50, 4). Верный этому пророчеству, псалмопевец неустанно взывает: «Господи, научи меня!» (Пс 118, 12, 26 сл, 33 сл.; 24, 4–9…).

3. Учители и ученики в иудействе. – По возвращении из плена, когда главным предметом учения стал Закон, учители, к-рым было поручено это основное назначение, назывались «законниками». Но к авторитету Слова Божия, к-рое они толковали, постепенно прибавлялся их личный авторитет (Мф 23, 2, 16–22), в особенности когда они передавали предание, к-рое сами получили от своих учителей. Послебиблейский иудаизм утвержается на основе этого талмуда («учения»). В эпоху НЗ Павел напоминает, что он сам был учеником Гамалиила (Деян 22, 3).

НЗ

1. Ученики Христа. – Кроме нескольких упоминаний об У. Моисея (Ин 9, 28), Иоанна Крестителя (напр., Мк 2, 18; Ин 1, 35; Деян 19, 1 слл) или Фарисеев (напр., Мф 22, 16), имя «ученика» НЗ сохраняет только за теми, кто признал Иисуса своим Учителем. Так, в Евангелии сначала указаны Двенадцать (Мф 10, 1; 12, 1) и, кроме этого ближайшего окружения, к-рое следовало за Иисусом (Мф 8, 21), еще 72 ученика, получивших от Христа *миссию предшествовать Ему во всякий город и место, куда Он Сам хотел идти (Лк 10, 1). Вероятно Его У. были многочисленны (Лк 6, 17; 19, 37; Ин 6, 60), но многие из них отпали (Ин 6, 66). Никто не мог претендовать стать учителем: если он и должен «приобретать учеников» (Мф 28, 19; Деян 14, 21 сл.), то не для себя лично, но только для Христа. Так, постепенно, начиная от 6-ой главы Деян., наименование просто – «ученик» относится к каждому верующему, независимо от того, знал ли он или не знал Иисуса во время Его земной жизни (Деян 6, 1 сл.; 9, 10–26). Т. обр., с этой точки зрения, верующие хр–не приравниваются к самим Двенадцати (Ин 2, 11; 8, 31; 20, 29).

2. Характерные черты. – Иисус предъявлял к Своим У. особые требования, хотя на первый взгляд они могут показаться такими же, как у евр. учителей того времени.

а) Призвание. – Чтобы стать У. Иисуса, главное – не умственные или даже нравственные качества, а призыв, исходящий от Иисуса (Мк 1, 17–20; Ин 1. 38–50) и, следовательно, от Отца, К-рый дал Иисусу Его У. (Ин 6, 39; 10, 29; 17, 6, 12).

б) Личная приверженность ко Христу. – Чтобы стать У. Христа, не требуется быть ч-ком выдающимся; отношения, соединяющие У. с Учителем, не исключительно и даже не преимущественно интеллектуального порядка. Иисус говорит ему: «Следуй за Мной!» В Евангелии глагол *следовать всегда выражает привязанность к личности Иисуса (напр., Мф 8, 19). Следовать за Иисусом – значит совершенно порвать с прошлым, и тем окончательнее, чем этот У. ближе к Иисусу. Следовать за Иисусом – это жить, подражая Ему, слушать Его слово и согласовать свою жизнь с жизнью Спасителя (Мк 8, 34 сл.; 10, 21, 42–45; Ин 12, 26). В отличие от У. евр. законников, к-рые, изучив Закон, могли покинуть учителя и поучать в свою очередь, У. Иисуса связаны не с учением, а с Его личностью; они не могут оставить Того, Кто для них больше, чем отец и мать (Мф 10, 37; Лк 14, 25 сл.).

в) Удел и достоинство ученика. – Итак, У. Иисуса призван разделить саму участь Учителя: нести свой крест (Мк 8, 34), испить Его чашу (Мк 10, 38 сл.) и наконец обрести от Него Царство (Мф 19, 28; Лк 22, 28 сл.; Ин 14, 3). Т. обр. отныне тот, кто напоит только чашею холодной воды во имя ученика… не потеряет награды своей (Мф 10, 42 п) и, с другой стороны, как страшна участь того, кто соблазнит «одного из малых сих» (Мк 9, 42 п)!

3. Ученики Иисуса – ученики Божии. – Если У. Иисуса так отличаются от У. евр. книжников, то это потому, что через Своего Сына Сам Бог обращается к людям. Учители передавали только предание ч-ское, к-рое иногда «отменяло Заповедь Божию» (Мк 7, 1 слл). Иисус – воплощенная Премудрость Божия – обещает Своим ученикам *покой их душам (Мф 11, 29). Когда Христос говорит, то исполняется пророчество ВЗ: люди слышат Самого Бога и могут т. обр. стать «учениками Божиими» (Ин 6, 45).

AF

– > Апостолы – верность НЗ 2 – воспитание – гонение – дитя II – друг 2 – Иоанн Креститель – пастырь и стадо НЗ 1 – предание ВЗ II 2 – призвание III – пример – следовать – Слово Божие ВЗ III, НЗ I 2, II 2, III 2 – слушать 1 – учить – Церковь III 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle