под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

УТЕШАТЬ

Ч-к, переживая *печали, болезни, потерю близких, гонение, нуждается в утешении. В такое время многие отшатываются от него, как от прокаженного. Только родные и друзья, сострадая ему, приходят облегчить эти страдания и разделить с ним его горе (Быт 37, 35; 2Цар 10, 2 сл.; Ин 11, 19, 31). Своими словами, своими ритуальными жестами они стараются принести утешение (Иов 2, 11 слл; Иер 16, 5 слл). Но слишком часто бывает, что эти слова утешения больше удручают, чем поддерживают (Иов 16, 2; 21, 34; Ис 22, 4), они не могут вернуть оплакиваемых ушедших (Быт 37, 35; Мф 2, 18). Ч-к остается один со своим горем (Иов 6, 15, 21; 19, 13–19; Ис 53, 3); кажется, что и Сам Господь оставил его (Иов; Пс 21, 2 сл.; Мф 27, 46).

1. Ожидание Бога–Утешителя. – Иерусалим испытал на опыте своей истории такую полную оставленность. Претерпевая разрушение и *изгнание своего населения, он не имеет никакого утешения со стороны своих недавних союзников (Плач 1, 19). Ему даже кажется, что Бог его безнадежно забыл (Ис 49, 14; 54, 6 слл) навсегда. Но на самом деле Бог его оставил лишь на малое время (Ис 54, 7), чтобы дать ему понять, что Он его единственный, подлинный Утешитель. Вот Он возвращается к Иерусалиму: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40, 1; 49, 13 …). Так отвечает Ягве на жалобы покинутого Иерусалима. После кары изгнанием Он вступится за него, чтобы исполнились обещания Его пророков (Иер 31, 13–17; см Сир 48. 24). Это спасительное вмешательство – действие любви, к-рая выражается в различных формах. Бог утешает Свой народ с любовью *пастыря (Ис 40, 11; Пс 22, 4), с любовью *Отца, с пламенностью жениха или супруга (Ис 54), с материнской нежностью (Ис 49, 14 сл.; 66, 11 слл).

Так и Израиль выражает свое упование на эсхатологическое спасение ожиданием конечного утешения (Зах 1, 13). Таинственный посланец, Раб- Отрок Божий явится осуществить это дело (Ис 61, 2) и евр. предание, подтвержденное самим Евангелием, назвало Мессию «Менахен» – «Утешением Израиля» (Лк 2, 25 сл.). В ожидании этих дней Мессии верующие знают, что Бог не оставил их в одиночестве: чтобы утешить их на земном пути, Он дает им Свое обещание (Пс 118, 50), Свою любовь (118, 76), Закон и пророков (2 Макк 15, 9) и св. Писание (1 Макк 12, 9; Рим 15, 4). Так, имея поддержку в своих испытаниях, они живут в надежде.

2. Христос – Утешитель обездоленных. – И вот, в образе Христа, Сам Господь–Утешитель нисходит к людям, Христос появляется как ожидаемый Раб- Отрок: «Дух Божий на Мне …» (Лк 4, 18–21). Он приносит обездоленным и нищим весть утешения, благую весть о блаженстве в Царстве Небесном (Мф 5, 5). Он приходит к удрученным *грехами и болезнями, признаком греховности, чтобы вернуть им мужество (Мф 9, 2, 22). Он дарует отдых труждающимся и обремененным (Мф 11, 28 слл).

Это утешение не кончается после ухода Христа к Своему Отцу Небесному. Верующих в Него Христос не оставляет осиротевшими. Дух Пятидесятницы, к-рый Он им даровал, непрестанно наполняет их сердце мужеством, позволяющим преодолевать препятствия и противостоять гонениям (Деян 9, 31). Пастыри, к-рым Он доверил Свою Церковь, приносят ей тоже слово утешения (15, 31), а чудеса Господни, совершенные ради своих, являются *знамениями Бога утешающего и исполняют радостью сердца верующих (20, 12).

Ап. Павел кладет основание богословию утешения. При таком страшном испытании, как смерть, он находит утешение, исходящее из самой скорби, соединенной со страданиями Христа (2Кор 1, 8 слл). Это утешение в свою очередь осеняет всех верующих (1, 3–7), ибо оно берет начало в едином источнике, в *радости о Воскресшем. Поистине Христос – источник всякого утешения (Флп 2, 1), в особенности для тех, кто отделен смертью от дорогих ему близких (1Фес 4, 18). В Церкви роль Утешителя остается существенной, дабы свидетельствовать, что Господь навсегда утешает нищих и обездоленных (1Кор 14, 3; Рим 155.; 2Кор 7, 6; см Сир 48, 24).

СА


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle