под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

УСТА

У. – «алая лента» на лице Возлюбленной (Песн 4, 3) источают сладостный мед слов (4, 11), они сами – возникающее слово (Иов 16, 5). В отличие от *языка – действенного органа речи – уста должны отверзтись, дабы выразить то, что в глубине *сердца.

1. Уста и сердце. – У. служат сердцу, как злому, так и доброму (Притч 10, 32; 15, 7; 24, 2). Они открывают его свойства: благодать совершенного царя (Пс 44, 3) или лживую прелесть чужой жены (Притч 5, 3; 7, 21). У грешника они служат его двуличию и сопровождающим его *лживости, лукавству и клевете (Притч 4, 24; 12, 22; Пс 119, 2; Сир 51, 2), они могут даже скрывать затаенную злобу под личиной приветливости: «Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное» (Притч 26, 23). Это двуличие проявляется даже при обращениях к Богу: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут меня языком своим; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф 15, 8 = Ис 29, 13).

В противоположность этому двуличию идеал начертан Тем, Чьи У. всегда праведны и нелживы (Пс 16, 1; Притч 10, 18–21; 23, 15 сл.). Но чтобы уберечь У. от всякого лукавого слова (Пс 33, 14 = 1Петр 3, 10), надо Чтобы Сам Господь научил их (Притч 22, 17 сл.), надо чтобы они с послушанием и верностью (Пс 16, 4; Иов 23, 12) воспринимали слово из уст Божиих: «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих» (Пс 140, 3; см Сир 22, 27 сл.).

2. Господи, отверзи уста мои! – Псалмопевец знает, что для обретения благодати прямодушной речи, обращенной к ближним, нужно воззвать к Богу. Но перед лицом Божиим ч-к не может не признаться в своей глубокой испорченности: «Горе мне! Погиб я! ибо я ч-к с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6, 5).

Ч-к знает, что он должен славить Бога и взывать к Нему (см Пс 62, 4, 6), возносить Ему истинную *хвалу (Ос 14, 3), но он знает также и свою закоренелость в грехе. Он не ждет просто, чтобы Господь удостоил его открыть уста для ответа (Иов 11, 5), его уст должен коснуться огонь, чтобы его грех был очищен (Ис 6, 6). Когда придет *День Господень, Бог поистине «даст народам У. чистые» (Соф 3, 9), как и новое *сердце (Иез 36, 26). Ныне это упование осуществлено в Иисусе Христе: «будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих Имя Его» (Евр 13, 15). Следовательно, каждый может возносить такую молитву: «Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс 50, 17) с полной уверенностью, что она будет услышана.

CL & XLD

– > исповедовать НЗ 2 – ложь – сердце I 1, 2 – слово человеческое – язык


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle