под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ТРУД

В Библии ч-к представлен трудящимся. Но это Т. ремесленника или мелкого земледельца. Он так не похож на организованный и высокопроизводительный Т. нашей эпохи, что нам иногда кажется, что в Писании проблема Т. мало или плохо освещена. И поскольку в Библии почти нет точного определения сущности Т., мы порой склонны выбирать тот или иной текст, соответственно нашему настроению, и толковать его согласно нашим собственным теориям. Хотя Библия и не отвечает на все наши вопросы относительно Т., но, взятая в целом, она вводит нас в подлинность Т., показывает нам его истинный смысл и его тяготы и открывает нам пути его освобождения от проклятия.

1. Заповедь Создателя. – Вопреки довольно обычному предрассудку, Т. не есть следствие *греха; перед грехопадением: «взял Господь Бог ч‑ка и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2, 15). Когда в десяти заповедях говорится о почитании субботы, то перед этим говорится и о шести днях Т. (Исх 20, 8 слл). Образное представление сотворения мира в шесть дней подчеркивает, что Т. ч‑ка соответствует воле Божией и представляет его как отображение дела Создателя: это повествование означает, что, создав ч‑ка «по Своему образу» (Быт 1, 26), Бог хотел включить его в Свой замысел, и что, утвердив вселенную, Бог дал ч-ку владычество над нею, дабы он мог наполнять *землю и обладать ею (1, 28). Все трудящиеся, даже если они не отличаются образованием или умом, «не произносят оправдания и осуждения, и не занимаются притчами», каждый своим ремеслом «поддерживает быт житейский и молитва их об успехе художества их» (Сир 38, 39). Поэтому не удивительно, что дело Творца описано как Т. гончара, как бы лепящего ч‑ка (Быт 2, 7), «сотворяющего небо Своими перстами» и ставящего звезды на свои места (Пс 8, 4); и с другой стороны, в великом песнопении, восхваляющем Бога Творца, говорится и о ч-ке, выходящем по утру «на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс 103, 23; см Сир 7, 15). Этот Т. ч‑ка – расцвет творения Божия, исполнение Его *воли.

2. Естественная ценность труда. – Эта подлинная воля Божия не выражена нигде в заповедях союза, ни в скрижалях завета (Десятисловии), ни в евангельских заповедях. Это естественно: Т. есть закон ч-ского существования (см Втор 5, 13), он вменяется в обязанность каждому ч-ку раньше даже, чем он узнает, что он призван Богом к спасению. Этим объясняется, что в Библии многие суждения о Т. просто передают суждения прямого и здравого смысла Осознание) и что они приводятся в писаниях Мудр., заботящихся о том, чтобы религия Израиля почерпнула лучшее из нравственного опыта ч-ства.

В Библии высказываются суровые суждения по отношению к праздности по самой простой причине: лентяю нечего есть (Притч 13, 4), и он рискует умереть от голода (21, 25); ничто лучше голода не может заставить трудиться (16, 26), и Павел, не колеблясь, пользуется этим поводом, чтобы показать тем, кто не хочет трудиться, как жестоко они ошибаются: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес 3, 10). Более того, в праздности есть признак нравственного упадка. Восторгаются женщиной трудолюбивой, к-рая «не ест хлеба праздности» (Притч 31, 27), и насмехаются над ленивым; «Дверь ворочается на крюках, а ленивец на постели своей» (26, 14). Это уже не ч-к, но «запачканный камень», «горсть отбросов» (Сир 22, 1 сл.), к-рые выбрасывают с отвращением.

С другой стороны, в Библии весьма ценится хорошая работа, умение и старание пахаря, кузнеца или горшечника (Сир 38, 25, 27, 29, 32). Библия полна выражений восхщения перед произведениями искусства: перед дворцом Соломона (3Цар 7, 1–12) и перед его престолом – «подобного сему не бывало ни в одном царстве» (10, 20), а больше всего перед храмом Ягве и его великолепием (6; 7, 13–50). В ней безжалостно осуждается ослепление художника, изготовляющего *идолов, но в то же время ценится его умение; высказывается негодование, что так много усилий потрачено зря, на «ничто» (Ис 40. 19 сл.; 41, 6 сл.).

3. Общественная ценность труда. – Это уважение к Т. рождается не только из восхищения перед достижениями искусства, оно основано на очень определенном взгляде на Т. в общественной жизни и в экономических отношениях. Без хлебопашцев и ремесленников «никакой город не может быть построен» (Сир 38, 37). В основе мореплавания сочетаются: жажда наживы… прилежание ремесленника… пути Провидения (Прем 14, 2 сл.). Такой трезвый взгляд на Т. помогает понять – в зависимости от того значения, к-рое приобретает каждый из вышеуказанных факторов – как злоупотребления, связанные с Т., так и достижения, возможные благодаря ему; примером служит мореплаватель, к-рый осмеливается «вверять свою жизнь малейшему дереву» и т. обр. завершать творение Бога, «чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости» (Прем 14, 5).

Т. есть основное данное ч-ского существования, и именно поэтому на него в первую очередь падают последствия *греха: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3, 19). Проклятие Божие не относится к Т., как не относится оно и к деторождению. Как деторождение является мучительной победой жизни над смертью, так и тяготы ежедневного труда ч‑ка – цена, к-рой он должен оплатить власть, данную ему Богом над творением. Эта власть остается в силе, но проклятая за грех ч‑ка земля сопротивляется и ее надо осваивать (3, 17 сл.). Самое худшее в этом мучительном усилии *страдание) то, что смерть делает эти усилия тщетными, даже если они увенчиваются иногда блестящими достижениями; так было с Соломоном. «Ибо что будет иметь ч-к от всего труда своего… Потому что все дни его скорби и труды его беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» (Екк 2, 22 сл.).

Мучительный и часто бесплодный Т. до сих пор остается одной из тех областей, где грех больше всего распространяет свою власть. Произвол, *насилие, несправедливость, алчность постоянно делают Т. не только тяжким игом, но и средоточием *ненависти и разделения. Рабочие, Т. к-рых не оплачивается (Иер 22, 13; Иак 5, 4), крестьяне, разоренные налогами (Ам 5, 11), население, отправляемое на принудительные работы властью победившего врага (2Цар 12, 31), а иногда и собственного правителя (1Цар 6, 10–18; 3Цар 5, 27; 12, 1–14), *рабы, осужденные на тяжёлый Т. и побои (Сир 33. 25–29) – в этой мрачной картине не всегда есть личная вина; это обычные условия Т. в роде Адамовом. Израиль познал их на опыте в самом бесчеловечном их проявлении, в *Египте. Это был принудительный и изнуряющий труд под беспощадным контролем, среди враждебного населения, в пользу правительства–эксплуататора; Т. систематически организованный так, чтобы уничтожить народ, отняв у него всякую способность к сопротивлению (Исх 1, 8–14; 2, 11–15; 5, 6–18); это был уже мир концентрационных лагерей, мир принудительного Т.

Но вот Ягве освободил Свой народ от этого бесчеловечного мира, к-рый есть плод греха. Союз Бога с Израилем содержит перечень условий, к-рые должны предохранить Т., если не от всех его тягот, то по крайней мере от тех чудовищных условий, к-рые часто создает злоба ч-ская. Суббота дана, чтобы внести передышку в непрерывный ряд тяжелых работ, сменяющих одна другую (Исх 20, 9 слл), чтобы обеспечить ч-ку и всему, что трудится на земле, какое–то время *покоя (23, 12; Втор 5, 14) по примеру Бога, К-рый проявил Себя Богом трудящимся, Богом покоящимся, Богом, освобождающим от рабства (Втор 5, 15). Несколько статей Закона имеют целью защитить *раба или наемника, к-рый должен получать плату в тот же день (Лев 19, 13) и к-рого нельзя эксплуатировать (Втор 24, 14 сл.). Пророки напоминают об этих требованиях (Иер 22, 13). Если Израиль будет верен союзу, это не освободит его от Т., но Т. его будет поистине плодотворным: «благословит тебя Господь Бог твой во всяком деле рук твоих» (Втор 14, 29; 16, 15; 28, 12; Пс 127, 2). Тогда Т. будет приносить свой естественный плод: тот, кто «насадит виноградники, будет пить вино из них», тот, кто построит дом, будет в нем жить (Ам 9, 14; Ис 62, 8 сл.; см Втор 28, 30).

Пришествие Иисуса Христа вскрывает в свете Евангелия парадоксы Т. В НЗ Т. одновременно и прославляется и как бы игнорируется или рассматривается как нечто не имеющее значения. Он прославлен примером Иисуса–работника (Мк 6, 3) и сына работника (Мф 13, 55) и примером Павла, занимавшегося ручным трудом (Деян 18, 3) и гордившегося этим (20, 34; 1Кор 4, 12). Тем не менее в Евангелиях сравнительно мало говорится о Т.: этим словом обозначаются лишь те дела, к-рым следует полностью отдавать себя, а именно дела Божии (Ин 5, 17; 6, 28); в другом случае приводится пример птиц небесных, «к-рые не сеют, ни жнут» (Мф 6, 26) и полевые лилии, к-рые «не трудятся, ни прядут» (6, 28). Это двоякое отношение к Т. не является противоречивым, а указывает на два полюса в основном хр–ском отношении к нему.

1. Преходящий труд. – «Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6, 27). Иисус Христос пришел даровать нам *Царство Божие. У Него нет другой миссии и о другом Он не говорит. Ибо Царство Божие важнее всего (Мф 6, 33). Все остальное – еда, питье, *одежда – имеет свое значение, но тот, кто заботится обо всем этом в ущерб обретения Царства Божия, теряет все, даже если бы он приобрел весь мир (Лк 9, 25). Перед главнейшей задачей обретения Бога отступают все остальные: в нашем мире, «образ к-рого проходит» (1Кор 7, 31), имеет значение и важность только то, что «благочинно и непрестанно служит Господу» (7, 35).

2. Положительная ценность труда. – Ценность эта очень велика. Иисус, как и Ягве в ВЗ, не только берет сравнения из мира Т.: пастух, виноградарь, врач, сеятель (Ин 10, 1 сл.; 15, 1; Мк 2, 17; 4, 3); в этом нет никакого следа интеллигентской снисходительности к физическому Т., его неизбежности и его пределам, к-рую можно заметить у Сына Сирахова (Сир 38, 32 слл); Он не только представляет апостольскую миссию как Т., сравнивая ее с жатвой (Мф 9, 37; Ин 4, 38) или рыбной ловлей (Мф 4, 19), Он не только внимателен к ремеслу избранных Им (4, 18), но по Его поведению видно, что весь мир для Него есть мир работающий: пахарь – в поле (Лк 9, 62), хозяйка – за уборкой (Лк 15, 8); талант неестественно оставлять зарытым и не приносящим плода (Мф 25, 14–30). Умножая хлебы – хлебы, выпеченные в наших печах, – Он считает нужным указать, что это исключение и что Он оставляет ч-ку заботу изготовить и выпечь хлеб. В этом же смысле добросовестного принятия условий жизни ч‑ка Павел говорит, что следует «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно»* т. е. не желающего трудиться (2Фес 3, 6 слл) под предлогом близости Второго Пришествия.

3. Христианская ценность труда. – Христос, новый *Адам, дает ч-ству возможность выполнять миссию покорения вселенной (Евр 2, 5 слл; Еф 1, 9 слл); спасая ч‑ка, Он и труду сообщает полную ценность. Основывая его на конкретном требовании сверхприродной любви, Христос делает его еще более необходимым. Раскрывая призвание сынов Божиих, он показывает все достоинство *ч‑ка и Т., служащего ему. Он устанавливает иерархию ценностей для оценки Т. и отношения к нему. Основывая *Царство, к-рое не от мира сего, но в то же время находится в нем как некая закваска, Он возвращает трудящемуся его духовное достоинство, возвышает Т. до уровня любви к ближнему и основывает трудовые отношения на новом принципе братства во Христе (Фил). На основании данного Им закона любви (Ин 13, 34) Он обязывает бороться против всякого эгоизма и делает все возможное для облегчения тягот трудящихся. Но в то же время, вводя хр-н в тайну Своей *смерти и Своих *страданий, Он открывает нам новый смысл этих неизбежных тягот.

4. Труд и новая вселенная. – Наконец, когда при Втором Пришествии, слава Воскресшего Христа облечет всех избранных, покорение вселенной ч-ством полностью осуществится через Него и в Нем, без противодействия греха, смерти или страданий. И прежде даже, чем настанет последний день, Т. в той мере, в какой он совершается во Христе, участвует в возвращении творения к Богу. *Раб, переносящий свою участь во Христе, есть уже «раб, призванный в Господе, есть свободный Господа»… (1Кор 7, 22), и он подготовляет творение к освобождению «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Пребудет ли это завершенное дело Господне? Св. Писание не признает никакого земного мессианизма: «проходит образ мира сего» (1Кор 7, 31), и разрыв между теперешним и будущим состоянием мира не оставляет возможности непосредственно перейти в мир грядущий. Тем не менее некоторая перманентность творчества ч‑ка, в форме неподдающейся уточнению (Рим 8, 19 слл; Еф 1, 10; Кол 1, 16, 20), как будто соответствует известным утверждениям Павла, касающимся покорения и рекапитуляции вселенной Христом. И хотя никакие тексты не могут удовлетворить наше неизбежно наивное и ограниченное любопытство, все же Св. Писание в целом поддерживает в нас надежду, что искупленная и освобожденная вселенная навек останется миром детей Божиих, соединенных во Христе.

PdS & JG

– > воздаяние – дела ВЗ II 2 – заботы 1 – земля ВЗ I 2, II 3 а; НЗ II 3 – неделя – пища I, II – покой – сеять I 2 а – человек I 1 б, III 4


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle