под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ТРАПЕЗА

Несколько раз в день ч-к садится за стол для принятия пищи в семейном кругу или на пиру; за столом питаются скудным хлебом или предаются излишествам. Этот общий стол создает между сотрапезниками некую общность жизни. Т. может иметь свящ. характер и в языческих религиях и в Библии: можно сесть за стол в капище и быть в общении с бесами или же быть участником Т. Господней – причащаться Тела и Крови Христовых. В этом символическом действии ч-к показывает, к какой общности он стремится – к общности с Богом или же с силами тьмы.

В Библии даже самая обыкновенная Т. имеет большое значение, являясь выражением чувств ч‑ка: знаком учтивости в *гостеприимстве (Быт 18. 1–5; Лк 24, 29), проявлением благодарности (Мф 9. 11), знаком радости по случаю посещения родственника (Тов 7, 9), возвращения блудного сына (Лк 15, 22–32), *благодарением Богу Спасителю (Деян 16, 34). *Радость Т. должна быть полной и преизобильной (Ин 2, 1–10; см Екк 9, 7 сл.), но роскошество не одобряется (см Иф 1, 16), даже при дворе Соломона (3Цар 10, 5); оно может быть причиной безумного ослепления (Мф 14, 6–11; Лк 16, 19), к-рое в свою очередь может навлечь наказание (Иф 13, 2). Счастлив сохраняющий достаточно ясности ума, чтобы внять предупреждениям Божиим по этому поводу (Дан 5, 1–20; Лк 12, 19 сл.)!

Мудрые, наученные опытом, выработали правила поведения во время Т.: это простые советы воздержания (Притч 23, 20 сл.; Сир 31, 12–22) или умеренности (Притч 23, 1 слл; Сир 13, 7), забота о нравственном достоинстве в ч-ских отношениях (Сир 6, 10; 40, 29). Они предсказывали несчастье главным обр. тому, кто не соблюдает законов Гостеприимства и осуждали того, кто нарушает узы, созданные общностью Т. (Пс 40, 10): Сатана вошел в сердце Иуды, после того как он принял кусок хлеба от Того, Кого решил предать (Ин 13, 18, 26 сл.).

Культы библ. Востока включали свящ. пиры мистериального характера: причастность к жертве как бы гарантировала присвоение божественных сил. Израиль постоянно подвергался искушению принять участие в этих формах культа – Моавитской (Числ 25, 2) или Хананейской (Иез 18, 6, 11, 15; 22, 9). В ягвизме, в его ортодоксальной форме (Лев 3), также были свящ. Т., как и в его идолопоклоннической подделке – в культе золотого тельца (Исх 32, 6). Вообще всякая Т., а в особенности Т., за к-рой вкушали мясо, носила свящ. характер (1Цар 14, 31–35); *жертвенная Т. сопутствовала и всякому торжественному религиозному акту (1Цар 9, 12, 13; ср 1, 4–18). Точное значение этого свящ. принятия пищи неясно, и оно по–видимому отчасти ускользало и от самих Израильтян (ср сомнение, выраженное в Лев 10, 17 сл.); у пророков этот вопрос не затрагивается. Анимистическое представление о присвоении таким путем свящ. сил нигде не упоминается, хотя встречается наивная противоположная идея о приношении Богу жертвенных яств, служащих Ему «хлебом» (Числ 28, 2). В псалме (49, 12) это представление уже преодолено.

Различные предания сходятся однако в одном: свящ. Т. представляется как обряд, служащий не для заключения, а для утверждения *союза, будь то союз между племенами (Быт 31, 53 сл.; ср 26, 26–31), между Богом и Его Помазанником (1Цар 9, 22), Его священниками (Лев 24, 6–9), Его народом (Исх 24, 11; Втор 27, 7). Пасхальная Т. есть воспоминание о «чудных делах» Божиих, совершенных в начале Союза–Завета (Исх 12–13), а вкушение *первых плодов служит напоминанием о *Провидении Божием, непрестанно заботящемся о своих (Втор 26).

Второзаконие систематизирует эту мысль, подчиняя понятие Т. понятию радостного *праздника в присутствии Ягве (12, 4–7, 11 сл, 18; 14, 22 сл.; 15, 20; 16, 10–17): единственная свящ. Т. это та, к-рая объединяет весь народ в месте, избранном Ягве, чтобы являть Свое присутствие, и посредством к-рой народ вспоминает с благодарностью благословения Божии и Его же дарами прославляет Его. Празднование, выражающееся в словах, пении и танцах приобретает больше значения, чем сама еда. Этой эволюции, к-рую можно проследить и в христианских литургиях, способствовала полемика пророков против слишком материального понимания *жертвоприношения и параллельного восхваления ими жертвы *хвалы, плода уст: «…Торжествуй, Израиль! Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя, возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф 3, 14–17; ср Ис 30, 29; Неем 12, 27–43). Эта тема будет существенна для понимания жертвы нового закона (Евр 13, 9–16).

Праздничные Т. людей приобретают весь свой смысл, когда на них присутствует Богочеловек. Он Друг, К-рого приглашают к семейному столу Лазаря (Лк 10, 38–42) и на брачный пир в Кану (Ин 2. 1–11). Он принимает приглашение фарисея Симона и за Т. у него прощает грехи кающейся грешнице (Лк 7, 36–50). Он без стеснения разделяет Т. мытарей Матфея (Мф 9, 10) и Закхея (Лк 19, 2–10).

Своим присутствием Иисус сообщает Т. их подлинное значение. Он собирает Своих за общим столом и Сам произносит *благословение (Мф 14, 19; 15, 36). Он одобряет законы гостеприимства (Лк 7. 44 слл); Он увещает смиренно выбирать последнее место (14, 7–11) и заботиться о людях подобных бедному Лазарю (16, 21). Такие Т. уже являются осуществлением мессианских предсказаний ВЗ, ибо приносят дары Божии: радость (Мф 9, 15), прощение (Лк 7, 47), спасение (Лк 19, 9), наконец преизобилие, когда Сам Иисус уготовляет Т. в пустыне для множества голодных (Мф 14, 15–21). Будучи возвратом к блаженству рая и возобновлением чудес Исхода (Ин 6, 31 слл; ср Исх 16, 18), эти *дела Христовы возвещают и иной пир – *Евхаристию и через нее эсхатологическое пиршество.

На время ожидания Его возвращения в конце времен Иисус полагает начало Т. нового *Завета, запечатленного в Его крови. Вместо *манны Он дает в пищу *плоть Свою, истинный *хлеб живой, отданный Им за жизнь мира (Ин 6, 31 слл, 48–51). Эта Т. есть продолжение Т., к-рые Он разделял обычно со Своими учениками, в к-рые, наверное, входили хлеб и вино, и к-рые братски собирали Его учеников вокруг Него. Но перед этой последней Т. Он совершает омовение ног, символически выражающее жертвенный смысл установления Евхаристии, и напоминает, что нужны смирение и любовь, чтобы достойно участвовать в Тайной Вечери (Ин 13, 2–20).

В день Пасхи Воскресший *является Своим во время Т. (Лк 24, 30; Ин 21, 13); первая община Иерусалима как бы продолжает Т. с Воскресшим (Деян 1, 4), возобновляя «преломление хлеба» в радости и братском *общении (Деян 2, 42, 46).

Согласно Павлу, первым условием для участия в Евхаристии именно и является любовь (1Кор 11. 17–33). Он указывает на двойной план свящ. Т.: сама по себе эта Т. есть таинство, ибо вкушающий этого хлеба един с Господом и через Него – со всеми (1Кор 10, 17; но это еще не последняя Т.: она возвещает, что Господь снова вернется – на эсхатологический пир.

В ВЗ Мудрые выражали в образе пира радость на Т. Премудрости (Притч 9, 1 сл.). В конце времен «сделает Ягве Саваоф на горе сей для всех народов трапезу» необычайную (Ис 25, 6; см 65, 13), в к-рой будут участвовать все алчущие, «даже те, у которых нет серебра» (55, 1 сл.). Иисус обещает своим ученикам это *блаженство (Мф 5, 3, 6). Оно наступит во время Его второго пришествия: все, кто с верой откликнулся на приглашение Царя, займут место за Т. (Лк 22, 30), чтобы пить новое вино (Мф 26, 29) вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном (Мф 8, 11), если только они одеты в брачную *одежду (22, 11–14); «Блаженны рабы те, которых Господин, придя, найдет *бодрствующими… он препояшется, и посадит их, и подходя, станет служить им» (Лк 12, 37). На этой Т. все будут вместе, и в то же время каждый как бы наедине с Господом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр 3, 20).

PMG

– > вино – голод и жажда ВЗ 1 в – Евхаристия – жертва ВЗ II 1, НЗ II 1 – Пасха – пища – приобщение – прощание НЗ 1 – хлеб – царство НЗ II 2 – чаша 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle