СТРАДАНИЕ
«Я благодушествую в немощах, в нуждах, в гонениях…» (2Кор 12, 10), парадоксально говорит Павел в послании, обращенном к Коринфянам. Хр–нин – не стоик, воспевающий величие ч-ских С., но ученик «начальника нашей веры, К-рый, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр 12, 2). Хр–нин видит каждое С. в свете жизни и учения Иисуса Христа; в испытаниях Моисея, «к-рый почел поношение Христово большим для себя богатством, нежели египетские сокровища» (Евр 11, 26), он видит прообраз Страстей Иисуса. Но какое же значение обретает С. во Христе? Каким обр. С., столь часто представляемое как *проклятие в ВЗ, становится *блаженством в НЗ? Как может Павел «преизобиловать радостью при всей скорби» (2Кор 7, 4; см 8, 2)? Разве вера есть бесчувственность или болезненная экзальтация?
ВЗ
Библия говорит о С. с большой серьезностью: оно не умаляется, а вызывает глубокое сочувствие и считается злом, к-рому не следовало бы существовать.
1. Вопли страдания. – Тексты Св. Писания полны воплей и жалоб, вызванных утратами близких, поражениями и *бедствиями. Эти стенания в нем так часты, что положили начало особому литературному жанру, так наз. «плачу». Чаще всего эти вопли поднимаются к Богу. Хотя народ иногда «вопиет к фараону о хлебе» (Быт 41, 55), и пророки взывают против тиранов, но «вопиют к Богу» рабы Египта (Исх 2, 23 сл.), «вопиют к Господу сыны Израилевы» (Исх 14, 10 сл.; Суд 3, 9), и псалмы исполнены этими воплями отчаяния. Эта литания С. продолжается вплоть до «сильного вопля со слезами» Христа перед смертью (Евр 5, 7).
2. Суждение о страдании отражает восстание против него ч-ских чувств: С. это зло, к-рое не должно существовать. Конечно, мы знаем, что оно есть повсюду: «Ч-к, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» (Иов 14, 1; см Сир 40, 1–9), но с этим не примиряются. В Библии говорится, что *мудрость сочетается со здоровьем (Притч 3, 8; 4, 22; 14, 30), что здоровье – благодеяние Божие (Сир 31, 21), за к-рое Ему возносят хвалу (Сир 17, 27) и о к-ром молятся (Иов 5, 8; 8, 5 сл.; Пс 106, 19); некоторые псалмы – это молитвы *больных, испрашивающих исцеления (Пс 5; 37; 40; 87). В Библии не превозносится ощущение боли, в ней восхваляется врач (Сир 38, 1–15), мессианская эра представляется в ней как время исцеления (Ис 33, 24) и воскресения (26, 19; 29, 18; 61, 2). Исцеление – одно из дел Ягве (19, 22; 57, 18) и *Мессии (53, 4 сл.). В медном змее (Числ 21, 6–9) можно видеть один из прообразов Мессии (Ин 3, 14).
Все несчастия характера общественного и личного: засуха, потеря имущества, потеря близких, войны, рабство, изгнание – воспринимаются как бедствия, избавление от которых ожидается в дни Мессии. ВЗ не знакомо вольное С. или С. аскетическое, как понимал его Павел.
В Библии мы видим глубокое сочувствие к С., в ней оно не объясняется, как во многих других религиях соседних народов, враждой между различными богами или дуалистическими разрешениями проблемы. Правда, у Вавилонских изгнанников, удрученных *бедами, «великими как море» (Плач 2, 13), был большой соблазн думать, что Ягве оказался побежденным кем–то более могущественным. Пророки, свидетельствуя о Боге истинном, не говорят, однако, что С. существует независимо от Него: «Я образую свет и тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45. 7; см 63, 3–6). Израильская традиция никогда не отходила от смелого принципа, высказанного Амосом: «Бывает ли в городе бедствие, к-рое Господь не попустил бы?» (Ам 3, 6; см Исх 8, 12–28; Ис 7, 18). Но такая категоричность вызывает опасную реакцию: «Нет Бога!» (Пс 9, 4; 13, 1) – заключает нечестивый при виде зла мира сего, или же Бог не обладает ведением (Пс 72, 11), а жена Иова советует мужу: «Похули Бога!» (Иов 2, 9).
Правда, ищут как объяснить С. независимо от прямого действия Бога. Раны могут быть вызваны естественными факторами (Быт 34, 25; Ис Нав 5, 8; 2Цар 4, 4), немощи старости вполне нормальное явление (Быт 27, 1; 48, 10). Есть в мире злые силы, враждебные ч-ку, силы *проклятия и *сатана. *Грех приводит к несчастью (Притч 13, 8; Ис 3, 11; Сир 7, 1), и поэтому в основе каждого несчастья стараются найти вину (Быт 12, 17 сл.; 42, 21; Ис Нав 7, 6–13). Таково убеждение друзей Иова. У истоков несчастья, тяготеющего над миром, должен находиться первый грех (Быт 3, 14–19).
Произвол *смерти, неожиданно поражающий людей самых различных категорий, тяжело переносим (Иов 21, 28–33; Притч 11, 4; Ам 5, 19). Сильнее еще соблазн, возникающий от смерти праведника и долголетия нечестивого (Екк 7, 15; Иер 12, 1 сл.). Поистине, в этом мире справедливость попирается (Авв 1, 2–4; Мал 2, 17; 3, 15; Пс 36; 72).
Но ни один из этих факторов: ни природа, ни случай (Исх 21, 13), ни ч-ская судьба (Иов 4, 1 слл; ср 4, 7), ни пагубная сила греха, ни проклятие (Быт 3, 14; 2Цар 16, 5 слл), ни сам сатана – не могут не быть подвластны всемогуществу Божию, так что зло в какой–то мере зависит от самого Бога. Пророки не могут понять счастья нечестивых и несчастья праведников (Иер 12, 1–6; Авв 1, 13; 3, 14–18), и праведники считают себя забытыми (Пс 12, 2; 30, 13; 43, 10–18). Иов зовет Бога на суд и требует у Него объяснений (Иов 13, 22; 23, 7).
На тот же суд вызывает Бога и псалмопевец, но на этот раз – на основании несправедливых испытаний, обрушившихся на народ (Пс 43, 10–27). Однако, несмотря на самые ужасные бедствия, пессимизм никогда не восторжествовал в Израиле; очень показательно, что автор кн. Иова не может закончить свою книгу воплем отчаяния, что мелан- холик-Екклесиаст советует все–таки радоваться жизни (3, 2, 24; 9, 7–10; 11, 7–10) и что даже у самых угрюмых пророков всегда можно найти силу духа, побуждающую к надежде и счастью (Иер 9, 16–23). Смутные предчувствия славного *Воскресения, выражаясь глубоким желанием, как бы пронизывают всю Библию (Быт 22; Пс 21; 48; 72; Ис 53; Рим 4, 18–21).
Пророки и мудрецы, измученные С., но поддерживаемые верой, постепенно входят «в *тайну» (букв, в святилище Божие – Пс 72, 17). Они открывают очистительную ценность С., подобных *огню, очищающему металл от шлака (Иер 9, 6 сл.; Пс 65. 10), их воспитательную ценность, подобную отеческому наказанию (Втор 8, 5; Притч 3, 11 сл.; 2Пар 32, 26, 31), и наконец начинают видеть в незамедлительности наказания как бы проявление благоволения Божия (2 Макк 6, 12–17; 7, 31–38). Они научаются принимать в С. *откр. *замысла Божия, поражающего нас (Иов 42, 1–6; см 38, 2). Еще до Иова Иосиф свидетельствовал об этом перед братьями (Быт 50, 20). Подобный замысел может объяснить преждевременную смерть мудреца, уберегающую его от греха (Прем 4, 17–20). В этом смысле в НЗ указывается *блаженство *бесплодной женщины и евнуха (Прем 3, 13 сл.). С. и гонение могут стать *умилостивлением за грех (Ис 40, 2).
С., включенное верой в замысел Божий, становится высоким испытанием, к-рое Бог предназначает рабам Своим, к-рым Он благоволит – *Аврааму (Быт 22), Иову (1, 11; 2, 5), Товию (Тов 12, 13), чтобы они узнали, Кто Он, и сколько можно пострадать во исполнение Его воли. Мы видим, как Иеремия переходит от возмущения к новому обращению (Иер 15, 10–19).
В С., наконец, есть сила заступничества и *искупления. Эта ценность проявляется в образе *Моисея, в его горестной молитве (Исх 17, 11 слл; Числ 11, 1 сл.) и в предложении принести в жертву свою жизнь для спасения виновного народа (32, 30–33). Однако Моисей и пророки, самые испытанные С-м, как, напр., Иеремия (Иер 8, 18, 21; 11, 19; 15, 18), – только прообразы Отрока Ягве.
*Раб–Отрок познает С. в его самых страшных и самых соблазнительных проявлениях. Оно подвергает его всяческим мучительным испытаниям, искажая его так, что вид его уже больше не вызывает сострадания, но только ужас и презрение (Ис 52. 14 сл.; 53, 3). С. для него не просто несчастный случай, не трагический эпизод, – оно сущность его повседневной жизни и его отличительное название: «муж скорбей» (53, 3). Может казаться, что такое С. объяснимо только каким–то чудовищным грехом, вызвавшим кару Бога Святаго (53, 4). Да, грех действительно есть, и грех неслыханных размеров, но не у Него, а у нас, у всех нас (53, 6). Он невиновен и в этом самый большой соблазн.
В этом именно и заключается *тайна преуспеяния Замысла Божия (53, 10). Будучи невиновным, Раб–Отрок ходатайствует за преступных грешников (53, 12), принося Богу не только моления сердца, но и душу свою, как «жертву умилостивления» (53, 10), оставаясь «причтенным к злодеям» (53, 12) и «неся на себе грех многих». Так величайший соблазн становится неслыханным чудом, «откровением мышцы Господней» (53, 1). На него были возложены все грехи и все С. мира, и оттого, что он послушно нес их, он получил для всех мир и исцеление (53, 5).
НЗ
При виде С. Иисус всегда испытывал глубокое волнение, вызываемое божественным милосердием (Мф 9, 36; 14, 14; 15, 32; Лк 7, 13; 15, 20). Марфа и Мария говорят Ему, что если бы Он находился с ними, то Лазарь не умер бы (Ин 11, 21, 32), и Сам Он указывает на это Двенадцати (11, 14 сл.). Но в таком случае при виде Его столь явного волнения («Как Он любил его»! – говорили присутствующие), как ответить тем, кто вопрошал: «Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?» (11, 36 сл.). Последующие события сами дадут на это ответ.
1. Иисус Христос – победитель страдания. – Исцеления и воскрешения – это знаки Его мессианской миссии (Мф 11, 4; см Лк 4, 18 сл.), предвестие окончательной *победы. В *чудесах, сотворенных Двенадцатью, Иисус видит поражение *сатаны (Лк 10, 17 сл.). Он исполняет пророчество о Рабе- Отроке, К-рый «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис 53, 4), исцеляя всех (Мф 8, 17). Он дал Своим ученикам власть врачевать всякую болезнь и немощь во *Имя Его (Мф 10, 1), и исцеление немощного у Красных Дверей Храма свидетельствует об уверенности в этом первохристианской Церкви (Деян 3, 1–10).
2. Иисус Христос провозглашает страдание блаженным. – Однако Иисус не уничтожает в мире ни *смерть, хотя Он и пришел, чтобы ее «лишить силы» (Евр 2, 14), ни С. Отрицая, что *болезнь или несчастье являются обязательно наказанием за *грех (Лк 13, 2 слл; Ин 9, 3), Он принимает, что С.
являются результатом (см *плоды) греха и последовавшего за ним *проклятия в Едеме. Эти С. Он может превратить в радость. Не уничтожая самого С., Он утешает страждущих (Мф 5, 5), осушает слезы на Своим пути (Лк 7, 13; 8, 52), предвещая радость, к-рая соединит Бога с детьми Его в тот день, когда «отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис 25, 8; Откр 7, 17; 21, 4). С. может стать *блаженством, ибо оно подготовляет к приятию Царства, оно способствует тому, чтобы «явились дела Божии» (Ин 9, 3) к «славе Сына Божия» (11, 4).
Иисус – «муж скорбей» (Ис 53, 3). Он страдает от толпы «неверной и развращенной» (Мф 17, 17), как от «порождения ехидны» (12, 34; 23, 33), и от того, что «свои Его не приняли» (Ин 1, 11). Он плачет, смотря на *Иерусалим (Лк 19, 41; см Мф 23, 37), душа Его «возмутилась» при мысли о Страстях (Ин 12, 27). Его С. становится тогда смертельной скорбью, «агонией», борьбой в тоске и ужасе (Мк 14, 33 сл.; Лк 22, 44). В Страстях Христовых сосредоточено все возможное ч-ское С. от предательства до Богооставленности (Мф 27, 46). Этот апогей совпадает с великой искупительной жертвой Христа, умилостивительным даром Его жизни (Мф 20, 28), для к-рого Он был послан в мир, согласно вечному замыслу Отца (Деян 3, 18); Иисус повинуется безропотно (Евр 3, 7–8), с любовью (Ин 14, 31; 15, 13). «Должно» (греч δει) – это слово, всегда ассоциируемое со С., подводит итог Его жизни и освещает ее тайну; оно приходит как лейтмотив на уста Иисуса, когда Он возвещает Свои Страсти, не считаясь с непониманием Петра и других учеников (Лк 17, 25; ср Мк 8, 31 слл; Мф 17, 22 сл.; Лк 9. 42–45). Но в искупительных Страстях открывается слава Сына (Ин 17, 1; 12, 31 слл); благодаря им собираются вокруг Него «воедино рассеянные чада Божии» (11, 52). Тот, Кто в течение Своей- земной жизни мог «искушаемым помочь» (Евр 2, 18), благоизволит в *День судный, когда Он приидет в славе Своей, отождествиться со всеми земными страдальцами (Мф 25, 31–40).
После победной Пасхи хр–не должны остерегаться ложного представления: нет больше смерти, нет больше С.! Вера их может пошатнуться перед подлинным трагизмом существования (см 1Фес 4, 13). *Воскресение Христа не отменяет евангельских поучений, а подтверждает их. В свете судьбы Господа Заповеди Блаженства и призыв взять крест свой (Лк 9, 23) становятся неотложными. Если даже Мать Его не была избавлена от горя (Лк 2, 35), если даже Сам Учитель переносил скорби и преследования, «чтобы войти в славу Свою» (Лк 24, 26), то ученикам должно следовать тем же *путем (Ин 15. 20; Мф 10, 24), и мессианская эра – время скорбей (Мф 24, 8; Деян 14, 22; 1Тим 4, 1).
1. Страдать со Христом. – Подобно тому, как живет уже не сам хр–нин, но Христос в нем (Гал 2, 20), так и С. хр–нина – это С. Христа в нем (2Кор 1, 5). Хр–нин принадлежит Христу самим своим *телом и в «С. Его сообразуется смерти Его» (Фил 3, 10). Как Христос, «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр 5, 8), так и мы «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры, К-рый претерпел крест» (Евр 12, 1 сл.). Христос отождествил Себя с теми, кто страдает и оставил Своим тот же закон (1Кор 12, 26; Рим 12, 15; 2Кор 1, 7).
2. Чтобы быть прославленными со Христом. – Если «с Ним страдаем», то это «чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8, 17), если «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса», чтобы «и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор 4, 10). «И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп 1, 29; см Деян 9, 16; 2Кор 11, 23–27). С., переносимое со Христом, порождает не только «в безмерном преизбытке вечную *славу» (2Кор 4, 17; см Деян 14, 21) по ту сторону смерти, но и немедленную *радость (2Кор 7, 4; см 1, 5–7). Такова радость Апостолов, к-рые уже в начале своей деятельности в Иерусалиме открыли «радость, что за Имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян 5, 41). Так объясняется и призыв Петра к радости участия в Христовых С., «да и я явление славы Его возрадуетесь, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1Петр 4, 13 сл.). Такова радость и Павла: «Ныне радуюсь в С. моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, К-рое есть Церковь» (Кол 1, 24).
MLR & JG
– > бедные – бедствие – болезнь – гонение – долготерпение II 1 – добро и зло I 1, 4; II 3 – испытание – Крест II 2 – мученик 1 – наказания – печаль – проклятие – Раб Божий II 2, III – смерть – стыд – труд II – утешение