под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВАВИЛОН

В отличие от *Египта, имеющего в библ. символике двойственное значение, В. всегда представляется в Библии как некая злая сила, к-рую, однако, Бог в нек–рых случаях использует для осуществления Своих замыслов.

1. Вавилон как символ. – Еще до того как Израиль вошел в непосредственные сношения с великим городом, последний уже упоминается в свящ. Истории. Ибо «Бабел» – древне–евр. название В., а знаменитая башня, о к-рой говорится в Быт 11, 1–8, не что иное, как многоярусная башня (или «зиккурат») его главного храма. Являя прежде всего образ вавилонского *идолопоклонства, эта башня представлена и как символ ч-ской *гордости. Поэтому библ. традиция связывает смешение * языков с образом В.: так Бог наказал людей за их гордое идолопоклонство.

2. Бич Божий. – Начиная с VII в., В. играет, однако, более непосредственную роль в свящ. Истории, в то время, когда завоевавшие его Халдеи намеревались отнять у Ниневии ее владычество над средним Востоком. Это грозное государство: «*сила его – бог его» (Авв 1, 11); но Бог использует эту силу для Своих целей. Т. обр. В. участвует в *суде Божием над Ниневией (Наум 2, 2–3, 19). Он является бичом Божиим для Израиля и окружающих его царств: Ягве отдал их всех в руки царя его Навуходоносора, иго к-рого они должны нести (Иер 27, 1–28, 17). Он золотая *чаша, из к-рой Ягве напояет народы (Иер 25, 15–29; 51, 7). Он – молот, к-рым Бог сокрушал всю землю (Иер 50, 23; 51, 20 слл). А главное – Он совершает суд Ягве над Иудеей (Иер 21, 3–7): его земля – земля *изгнания, где Бог соберет остаток Своего народа (Иер 29. 1–20). Это жестокая истина, о к-рой говорится в кн. Царств (4Цар 24–25); но «на реках Вавилонских», где песни уступают место плачу (Пс 136), пленные Иудеи познают очистительное страдание, подготовляющее будущее восстановление.

3. Город зла. – Эта провиденциальная роль В. не мешает ему быть *городом зла по преимуществу. Конечно, как и другие народы и сама Ниневия (Ис 19, 24; ср Ион), он призван со временем присоединиться к народу Божию (Пс 86, 4). Но, подобно Ниневии, он величался своей собственной силой (Ис 47, 7 сл, 10; ср 10, 7–14). Он вознесся против Ягве с гордостью и дерзостью (Иер 50, 29–32; ср Ис 14, 13 сл.). Он умножал свои преступления: чародейство (Ис 47, 12), идолопоклонство (Ис 46, 1; Иер 51, 44–52), всяческие жестокости… Он действительно стал домом зла (Зах 5, 5–11), «городом запустения» (Ис 24, 10).

4. Исход из Вавилона. – Если пленение было справедливым наказанием виноватого Израиля, то впоследствии для малого Остатка, обращенного испытанием, этот *плен невыносим, и пребывание в В. даже опасно. Когда прошло 70 предсказанных лет (условное *число: Иер 25, 11; 29, 10; 2Пар 36, 21), наступает год прощения (Ис 61, 2; ср Лев 25, 10). Это долгожданное освобождение является для народа Божия «благой вестью» (Ис 40, 9; 52, 5 слл). Пленникам предлагается покинуть город зла. «Выходите из Вавилона!» (Ис 48, 20; Иер 50, 8), «Выходите оттуда! Не касайтесь нечистого!» (Ис 52, 11). Воспоминание об этом событии в течение будущих веков будет наполнять сердца веселием (Пс 125, 1 сл.), и ев. Матфей указывает на эту важную дату как на этап в пути к мессианским временам (Мф 1, 11 сл.).

5. Суд над Вавилоном. – В то время как происходит новый поворот Свящ. Истории, В., бич Божий, в свою очередь подвергается суду Божию. Против города зла выставляется обвинение. Пророки радостно возвещают приговор (Ис 21, 1–10; Иер 51, 11 сл.), иронически оплакивают Вавилон (Ис 47), заранее описывают его страшное разорение (Ис 13; Иер 50, 21–28; 51, 27–43). Это будет *День Ягве против него (Ис 13, 6…), *месть Ягве богам его (Иер 51, 44–57). Торжествующее наступление Кира является как бы подготовкой к этому событию (Ис 41, 1–5; 45, 1–6); армия Ксеркса разорит его в 485 году, так что от В. не останется камня на камне (можно ср с Ис 24, 7–18; 21, 1–5). Однако он будет продолжать жить в памяти Иудеев как символ языческого города, обреченного на гибель, а его царь Навуходоносор как символ гордого и святотатственного тирана (Дан 2–4; Иф 1, 1–12).

6. Постоянство тайны Вавилона. – Исторический В. пал гораздо раньше, чем наступил НЗ. Но благодаря ему народ Божий осознал тайну беззакония, постоянно действующую в этом мире: противопоставленные друг другу – В. и *Иерусалим – два города, между к-рыми разделяются люди, град Божий и град *Сатаны. И первохристианская Церковь скоро осознала, что она тоже вовлечена в эту борьбу двух городов. Против Нового Иерусалима (Гал 4, 26; Откр 21) постоянно восстает В. Начиная с Неронова гонения, он принимает конкретный облик императорского Рима (1Петр 5, 13). Откр. Ин описывает его в этом смысле как пресловутую Блудницу, опьяненную кровью святых, сидящую верхом на багряном *Звере (Откр 17). Она в союзе со Змеем, т. е. с *Сатаной, и со Зверем, т. е. с *Антихристом. Поэтому народ Божий призывается к бегству из него (18, 4), ибо суд над ним близок; падет В. Великий (18, 1–8), и народы, враждебные Богу, будут плакать над ним, в то время как на небе будет раздаваться ликованье (18, 9–19, 10). Такова конечная судьба Города зла; всякая историческая катастрофа, распространяющаяся на земные царства, восставшие против Бога и Его Церкви, является свершением этого Божественного суда. Пророчества о судьбе В., сохранившиеся в ВЗ, получают в этой перспективе свое эсхатологическое завершение: они висят угрозой над греховными *народами, воплощающими из века в век тайну В.

JA & PG

– > Антихрист ВЗ 2 – война ВЗ III 2 – гордыня 2 – город – могущество III 0 – народ B III – народы языч. – Пятидесятница II 2 г – узничество I – язык II


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle