под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СОН

Сон, необходимый и таинственный элемент ч-ской жизни, имеет двойной аспект: он является отдыхом, восстанавливающим силы ч‑ка, и он же есть некое пргружение во мрак ночи. Будучи источником жизни и образом смерти, он имеет различные метафорические значения.

Согласно ритму, установленному Творцом, ч-к подвержен чередованию *дня и *ночи, *бодрство- вания и *сна.

1. Знак доверия и предания себя Богу. – Следует ценить сладость сна *трудящегося (Екк 5, 11) и жалеть тех, кто страдает бессоницей из–за *болезней, *забот о богатстве или угрызений совести (Пс 31, 4; Сир 31, 1 сл.). Существует некая связь между *праведностью и сном. Праведник, размышляющий во время бодрствования о Законе Господнем (Пс 1, 2; Притч 6, 22) и соблюдающий премудрость в сердце своем (Притч 3, 24), «спокойно ложится спать» (Пс 3, 6; 4, 9). Он поверяется Божественному покровительству. *Идолы, сделанные по образу ч-скому, спят (3Цар 18, 27); Бог же, хранящий Израиля, «не дремлет и не спит» (Пс 120, 4): Он постоянно помогает детям Своим (Пс 126, 2; ср Мк 4, 27). Во время великой бури Иисус безмятежно спал (Мк 4, 40; ср Ин 14, 27; 2Тим 1, 7); Его С. символизировал полное доверие к Богу (Мк 4, 38). Следуя той же мысли и исходя от общеизвестного всему ч-ству образа, *смерть рассматривается как погружение в отдых после насыщенной днями и трудами жизни; ч-к прилагается к отцам своим (Быт 47, 30; 2Цар 7, 12). Т. обр. «кладбище» (согласно греч этимологии) напоминает «почивальню», где лежат усопшие; хр–нин, «усопший в Иисусе» (1Фес 4, 14) с надеждой на *воскресение, засыпает на время ночи, с доверием помышляя о том *Дне, в к-рый он восстанет, воскреснув (ср Дан 12, 13).

2. Время посещения Божия. – По причине, трудно определимой, быть может потому, что спящий ч-к не владеет больше собой и не может противиться внушениям свыше, С. считается благоприятным для посещения Божия. Так, как бы для того, чтобы действовать свободнее, Бог наводит «глубокий сон» (евр тардемах), подобный экстазу, на Адама, чтобы ему создать жену (Быт 2, 21), или на встревоженного Авраама, чтобы заключить с ним союз–завет (Быт 15, 2.12): тогда во мраке вспыхивает божественный *огонь (15, 17). Бог посещает также Своих избранных в *сновидениях, открывая Иакову Свое таинственное присутствие (Быт 28, 11–19), а обоим Иосифам Свои таинственные предначертания (Быт 37. 5 слл, 9; Мф 1, 20–25; 2, 13 сл, 19–23). Этот вид *откровения позволяет приравнивать удостоившихся сновидений к *пророкам (Числ 12, 6; Втор 13, 2; 1Цар 28, 6); апокалипсисы часто использовали его (Дан 2, 4): не должен ли он стать знамением конца времен (Иоил 2, 28; Деян 2, 17 сл.)? Однако относиться к нему надо строго критически (Иер 23, 25–28; 29, 8), дабы отличить его от мечтаний рождающей (Сир 34, 1–7).

Ночь, Божие творение, является, однако, и временем кошмаров, тревог и злых сил. Случается, что во сне приходят ночные чудовища и обнаруживается виновное сердце.

Тот, кто вынашивает в своем сердце великие намерения, не дает сна своим глазам (Пс 131, 3 слл; Притч 6, 4); зато ленивец, не могущий встать с постели, обречен на бедность (Притч 6, 6–11; 20, 13; 26, 14). Еще более опасен сон от *опьянения, вызывающий безответственные действия (Быт 9, 21–24; 19, 31–38), или С., вызванный женской любовью, как, напр., С. Самсона, во время к-рого Далида отнимает его силу (Суд 16, 13–21).

С. может быть не только результатом греха, но и проявлением внутренних греховных наклонностей. Таков сон Ионы (Ион 1, 5); пророк Илья, придя в отчаяние, засыпает под можжевеловым кустом (3Цар 19, 4–8). В таком случае С. выражает, что ч-к предался греху: люди шатаются, *опьяненные *чашей *гнева Ягве (Иер 25, 16; Ис 51, 17). С., напавший на учеников во время молитвы Иисуса в Гефсимании (Мк 14, 34, 37, 40 п), обозначает, что они не сознают наступление грозного *часа и оставляют Иисуса; так Иисус сознает, что в деле спасения Он должен быть совершенно один; потому Он «оставляет спать» тех, кто хочет погрузиться в свой грех.

Итак, С. обозначает смертное состояние, к к-рому приводит грех; пробуждение от него является знаком *обращения и возвращения к жизни.

1. «Воспряни»! – «Бодрствуйте!» – говорит Иисус, пробуждая Своих уснувших учеников. Еще много раньше пророк указывал на то, что в народе Израилевом никто не пробуждается, чтобы уповать на Бога, ибо Он отвратил *лице Свое (см Ис 64, 7). Но божественная благодать ускоряет час пробуждения: «Воспряни! Восстань! Иерусалим!» (Ис 51. 17–52, 1). Наступает час, когда надо выйти из оцепенения. *Чаша гнева была испита до конца, и Сам Бог выводит народ Свой из опьянения. Это пробуждение святого Града является, по существу, *воскресением: пробуждаются лежавшие во прахе (Ис 26, 19). В апокалипсисе Даниила этот образ становится реальностью: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся»… (Дан 12, 2). Праведник не должен бояться «уснуть сном смерти» (Пс 12, 4), ибо Бог – Владыка *Смерти и показывает это, воскрешая Иисуса. Однако, чтобы подготовить воскресение, следует сначала пробудить сердце искренним обращением. Этот диалог обращения описан в Песне Песней в метафоре о сне и пробуждении. Пробуждение неверной *жены не должно быть внезапным: «Не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно»! (Песн 2, 7; 3, 5; 8, 4), но согласие постепенно возникает в сердце жены, уведенной в *пустыню: Бог говорит с ней (Ос 2, 16; Ис 40, 2), так что она может, наконец, сказать: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн 5, 2). Однако, любовь еще не победила: при пробуждении невеста занимается ненужными делами, и пришедший Жених уходит (5, 3, 6); она должна *бодрствовать, но ее бодрствование не ускорит часа Божия (Ис 26, 9): в конце концов, Жених пробудит невесту (Песн 8, 5 букв). Само обращение является делом Божиим.

2. Пробуждение от сна. – Прежде чем восстать из гроба, в к-рый Он был положен по Своей воле, Иисус выразил знамениями Свою власть над смертью и ее подобием – сном. Во время бури Он не просыпается, а предоставляет пробудить Его обеспокоенным ученикам (Мк 4, 37–41), как бы вызывая их на повторение дерзновенной молитвы псалмопевца: «Востань, что спишь, Господи»! (Пс 43, 24; 77, 65; Ис 51, 9). На самом деле, Он показал этим Свою власть как над морем, так и над смертью. Пробуждая от С. смерти дочь Иаира (Мф 9, 24) и Своего друга Лазаря (Ин 11, 11), Он прообразует Свое Воскресение, с к-рым таинственно должен быть связан каждый крещаемый: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5, 14). Верующий перестает быть чадом ночи, он уже «не спит» (1Фес 5, 6 сл.), ибо он больше не имеет ничего общего с грехом и пороками ночи. Он *бодрствует в ожидании пришествия Хозяина дома (Мк 13, 36); а если и засыпает, когда Жених запаздывает, то, как у мудрых дев, Светильник его наполнен *маслом (Мф 25, 1–13); слова невесты из Песни Песней принимают тут новый смысл, ибо *День уже засветился в глубине *ночи: «Я сплю, но сердце мое бодрствует»!

DS & XLD

– > бодрствовать – ночь ВЗ 3 – опьянение 2 – покой – смерть ВЗ I 2 – сновидения


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle