под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СОЛЬ

1. Соль и пустынная местность. – Обитатели Палестины жили по соседству с Мертвым морем, называвшимся, согласно древним текстам, «Соляным морем» (Быт 14, 3; Ис Нав 3, 16; 12, 3…), к-рое южнее переходило в Соляную долину (2Цар 8, 13; 4Цар 14, 7; 1Пар 18, 12). В безлюдной *пустыне (Мер 17, 6; Пс 106, 34; Иов 39, 6) эти соленые земли представлялись жертвами некоего *наказания, орудием к-рого была С. В соляной столб была обращена жена Лота (Быт 19, 26); место побежденного и разрушенного города засеивают С. (Суд 9, 45). Такая же угроза нависает над нечестивым (Соф 2, 9); тогда «(земля) не засеивается и не произрастает она и не выходит на ней никакой травы» (Втор 29, 23). Тем не менее придет день, когда восторжествует *вода: тогда болота и лагуны будут оставлены для С. (Иез 47, 11), с правой стороны храма проистечет река, к-рая оздоровит Соленое море (47, 8) настолько, что жизнь будет изобиловать в этих местах (47, 8 сл.).

2. Обряды и очищение. – Согласно древним жертвенным обрядам, жертвы должны были быть все посолены (Лев 2, 13; Иез 43, 24). Трудно сказать, какой смысл имело это действие: осолить «хлеб Богу» (Лев 21, 6, 8, 17, 22), или же подтвердить вечность Союза–Завета символическим приношением «соли Завета Бога» (Лев 2, 13). Однако, подобно ладану (Исх 30, 35), С. может играть и *очистительную роль. Свидетельство этому – Елисей, оздоровивший «дурную воду» (4Цар 2, 19–22), бросив в нее С. В обычае натирать С. новорожденного (Иез 16, 4), вероятно, следует видеть скорей ритуальный жест, предохраняющий от злых сил, чем заботу о гигиене. К очистительному действию С. может быть отнесено слово Иисуса: «Всякий огнем осолится» (Мк 9, 49); в самом деле *огонь испытывает и очищает (1Кор 3, 13).

3. Вкус и сохранность. – С. один из наиболее необходимых продуктов для жизни ч‑ка (Сир 39, 32); так, «есть соль от дворца царского» (Езд 4, 14) означает получать от царя жалование (ср лат sal = соль; salarium = жалование). С. придает пище вкус (Иов 6, 6). Имея свойство сохранять пищу (По. Иер 27), она при этом обозначает непреходящую действенность договора: «*завет соли» (Числ 18, 19) – это завет вечный, каким был союз Бога с Давидом (2Пар 13, 5).

Среди слов Иисуса, значение к-рых остается не вполне ясным, особенно известна метафора, включающая слово С.: «Если соль потеряет силу, чем исправить ее?» (Лк 14, 34; Мк 9, 50). Если толковать эти слова в связи с понятием «соль Завета», то они могли бы иметь следующее значение: когда союз с Богом расторгнут, то нельзя уже больше заключить его снова. Согласно же Еванг. от Мф верующий должен быть «солью земли» (5, 13), т. е. через свой союз с Богом он предназначен сохранять мир людей от порчи и «придавать ему вкус». Иначе он ни к чему не пригоден; справедливо будет изгонять таких учеников (Лк 14, 35). Однако, «соль – добрая вещь… имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк 9, 50). Толкование этих слов можно найти у Павла: «Слово ваше (да будет) всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол 4, 6).

XLD

– > огонь НЗ II 2 – пища – пустыня 0


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle